Куда гостя сводить: кузница денег и кремлёвских звёзд » новости Екатеринбурга и УрФО

Куда гостя сводить: кузница денег и кремлёвских звёзд

15-06-2016, 17:22
Куда гостя сводить: кузница денег и кремлёвских звёзд
Фото:

Печальный факт: россияне и тем более иностранцы не очень понимают, зачем ехать в Екатеринбург. О чём речь, если сами горожане частенько недоумевают: мол, а что, у нас есть какие-то достопримечательности? Мы решили развеять это расхожее заблуждение.

При запуске новой рубрики 17 марта мы рассказали (или напомнили) о тайнах Шигирского идола. 21 апреля — о Каменных Палатках. В начале июня (2-го) рубрика «Куда гостя сводить» поделилась с читателями историей о самом первом заводе Екатеринбурга. Сегодня в прицеле нашей рубрики — Плотинка.

Где находится

Исторический сквер, квадрат улиц Малышева—Горького—Воеводина и проспекта Ленина

В самом деле, куда сводить? Ясное дело, на Плотинку. Здесь и музеи, и концертная площадка, и место проведения экстрим-фестивалей, и любимая горожанами прогулочная зона. А ведь ещё в конце 50-х годов прошлого века это место в народе звали не «Плотинка», а «Монетка» — от Монетного двора, располагавшегося как раз на месте сада камней.

Екатеринбургский монетный двор — почти ровесник города: он был основан в 1727 году по указу Петра Первого. Как временный, но при императрице Елизавете Петровне в 1755 году был признан постоянно действующим. Впрочем, и он на территории нынешней Плотинки появился не сам по себе. Всё началось с Екатеринбургского железоделательного завода — предприятия по тем временам крупнейшего в Европе (хотя площадь он занимал вдвое меньшую, чем территория нынешнего Исторического сквера). 18 ноября 1723 года состоялся пробный пуск новорождённой плотины. А поскольку сам завод специализировался не только на выплавке чугуна, но и на медном литье — заготовки на Монетный двор поступали в прямом смысле слова «с пылу, с жару», прямёхонько из печи. В 1736 году на территории завода случился большой пожар, часть заводских корпусов сгорела — и чугунолитейное производство вскорости было переведено с Плотинки на Верх-Исетский завод. А в 1808 году металлургическое производство на плотине было окончательно заморожено.

Чем знаменита

Но это не конец истории Плотинки промышленной — а только самое её начало. Ведь спустя полтора десятка лет, зимой 1751 года, именно на площадке Екатеринбургского завода была запущена легендарная камнерезно-гранильная фабрика. Это было первое в истории России крупное предприятие такого профиля. Фирменной фишкой нашей «гранильни» были огромные каменные вазы и чаши, а курировал её работу сам граф Александр Сергеевич СТРОГАНОВ, крупнейший землевладелец и горнозаводчик, меценат, президент Императорской академии художеств. Заказы фабрике шли напрямую из Императорского дома: в частности, интерьер Малахитового зала Зимнего дворца выполнен целиком и полностью мастерами с Плотинки. В 1841 году фабрика переехала на новую площадку — поближе к плотине, от которой работали её мощные водяные мельницы. Увы, до наших дней это здание фабрики не сохранилось — его снесли в 60-х годах прошлого века в ходе масштабной реконструкции плотины. А жаль: ведь именно в его цехах были вырезаны знаменитые рубиновые звёзды для кремлёвских башен. И именно здесь была сработана та самая 30-метровая карта СССР из яшмы, лазурита, орлеца и драгоценных камней, что стала гвоздём советской экспозиции на Всемирной выставке 1937 года. Впрочем, природа не терпит пустоты: на месте бывших фабричных помещений нынче расположился подземный переход имени Виктора ЦОЯ.


…вместо водовода гранильной фабрики — подземный переход имени Виктора ЦОЯ… Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

А вот несколько корпусов Екатеринбургской механической фабрики, стоявшей на левом берегу, чудом, но сохранились до наших дней. Многие ежедневно проходят мимо них по дороге на работу. И не догадываются, что руку к их проектированию приложил сам Михаил МАЛАХОВ — создатель Харитоновского особняка, собора Александра Невского и конторы Верх-Исетского завода. Именно он предложил расширить и «нарастить этажность» заводских корпусов на плотине, чтобы была возможность оборудовать цеха более мощными машинами. После смерти Малахова дело его продолжили немецкие архитекторы Эрнст Христиан Георг СОРТОРИУС и Карл ТУРСКИЙ (кстати, именно он спроектировал здание Первого городского театра, нынче — кинотеатр «Колизей»). Мост, по которому мы переходим Исеть по улице Малышева, — тоже творение Сорториуса.

Механическая фабрика, построенная в начале XIX века на базе Монетного двора, — фактически первое на Урале машиностроительное производство. Специализация — инструменты и оборудование для металлургических предприятий края, но с началом эры пароходов фабрика перешла на выпуск паровых котлов для речного флота России. Причём тогдашний «царь и бог горных заводов» генерал Владимир ГЛИНКА запустил фабрику на свой страх и риск — ведь законы Российской империи строго запрещали расширять уже имеющиеся производства. Увы, экономический кризис 70-х годов XIX века, вызванный, как ни парадоксально, отменой крепостного права, привёл к закрытию многих предприятий Екатеринбурга — в том числе Монетного двора и механической фабрики. Но, как пела группа «Чайф», «не спешите нас хоронить»: когда через Екатеринбург пошла Транссибирская магистраль, фабрика на Плотинке «перепрофилировалась» в ремонтную мастерскую для железнодорожных составов. Причём доставлялись эти составы на ремонт прямиком по рельсам, проложенным по Покровскому проспекту (ныне — улица Малышева). И доставлялись, надо сказать, вплоть до середины ХХ века: ведь после революции на месте цехов механической фабрики вырос вагоноремонтный завод имени Воеводина — а в годы Великой Отечественной войны здесь даже делали танки.


…а в бывшей чертёжной мастерской — Музей архитектуры и дизайна. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Что интересно, войну заводской комплекс Плотинки пережил, а вот послевоенная эпоха поставила на нём жирный крест. По словам сотрудника Музея истории Екатеринбурга Евгения БУРДЕНКОВА, именно на рубеже 1950—1960-х годов городские власти внезапно озадачились темой городского «дня рождения». Дату выбирали недолго — 18 ноября, день пробного пуска Екатеринбургской плотины. А раз у Свердловска появился свой праздник — его же надо где-то массово отмечать! Так и родилась идея капитальной реконструкции плотины… в ходе которой большую часть заводских корпусов решено было снести, а оставшиеся — водонапорную башню, цеховой магазин, здание малых кузниц, бюро заводского механика, чертёжную мастерскую и лесозаготовительное отделение вместе с фрагментами каменной ограды и четырьмя воротами в стиле неоклассицизма — переоборудовать в музейную зону. По мнению многих историков, итоговый вариант получился изрядно эклектичным. Но не будем строги к создателям Плотинки нынешней — архитекторам Николаю АЛФЁРОВУ и Владимиру ПИСКУНОВУ. В конце концов, они сумели в ходе реконструкции сберечь хотя бы часть исторических строений. Да и будем честны: таких эффектных музейных комплексов в России — раз-два и обчёлся.

erid: erid: