Авдотья СМИРНОВА: «Дружу с друзьями сына» » новости Екатеринбурга и УрФО

Авдотья СМИРНОВА: «Дружу с друзьями сына»

12-01-2012, 08:00
Авдотья СМИРНОВА: «Дружу с друзьями сына»
Фото:

Высокая. Взгляд исподлобья. На пальцах – кольца с самоцветами. Сразу предупреждает, что о семье рассказывает только самое общее. Извиняется за агрессивную манеру беседы: усталость, недосып, перелеты… Сценарист и режиссер, автор и ведущая телепередачи «Школа злословия» Дуня СМИРНОВА – об отце, сыне и своей работе.


– Творчество – это у Алены Апиной! – категорично заявляет Авдотья Андреевна и опрокидывает кофейную чашку с водой, предназначенную для окурков. Смущается. Тут же выходит из ситуации: «Пока фильм «Два дня» снимали, стали измерять неловкость в раппопортах: героиня Ксении РАППОПОРТ постоянно что-то роняет, разбивает, переворачивает…


– А сын новый мамин фильм видел?

– И не раз! И вместе мы смотрели, и со своими друзьями из футбольной команды он ходил… А они, знаете ли, не самая адекватная аудитория: после просмотра задают в поисковике «писатель Щегловитов» (придуманное для фильма имя «русского литератора третьего порядка» – Л. М.). Понятно, что выпадает в ответ…


Сам-то Данила с русской литературой дружен больше? Как-никак, мама, дедушка, прадед…

– Он учится в Университете кино и телевидения на продюсерском факультете. На дневном отделении. Вроде бы пошел по пути старших и выбрал кинематограф. Но то, что выбор пал на несколько иную сферу, очень рада. Учится на курсе Михаила Сергеевича Северьянова. Даниле 21, но он мой очень близкий друг. Знаете, с ним не было каких-то тяжелых периодов в отношениях. Даже подростковый максимализм нас миновал. Удачно! Такого выдали (улыбается). И пусть многие говорят, что дети сами себе выбирают родителей, придерживаюсь иного мнения. Дети совершенно не виноваты в том, какие мама и папа им достались. Соединяем-то не мы, а где-то там, наверху. Иначе как объяснить, что в одно время в одной семье растут близнецы совершенно разные по характеру. И мне просто повезло.


А на кого он больше похож?

– Данила не похож ни на меня, ни на своего отца (питерский искусствовед Аркадий Ипполитов – Л. М.). Это совершенно отдельный человек, со своим складом характера, своей судьбой, ориентирами. Мы, пусть и живем в одной квартире, не зависим друг от друга. И если Светлана Крючкова, отправляя старшего сына во Францию, билась в истерике и не отпускала его подушку, сохранившую запах любимого чадушки, у нас расставания – довольно частое явление и происходят совершенно спокойно.


Не скучаете разве?

– Ну почему же, скучаем. Но нужно учитывать, что у каждого из нас – своя собственная жизнь: Данила профессиональный футболист, с юных лет ездит по стране – по миру, я выезжаю достаточно часто. Понимаете, спорт, а изначально сына отдали в теннис, – в принципе воспитывает в человеке раннюю самостоятельность. Мальчик сам пришел к футболу, закончил школу «Зенита». И пусть игроком национальной сборной он себя не видит, я – за подобную самостоятельность. Мне даже сложно говорить о том, какие у нас отношения – у нас сейчас даже круги общения пересекаются. Я дружу с его друзьями, он – с моими.


А к мнению матери Даня прислушивается?

– Надеюсь, что да. Как, впрочем, и наоборот. Я могу только сообщить сыну свое мнение о тех или иных его поступках, но я же не могу жизнь за него прожить!.. Данила хотя рос и в артистической среде, в плане взаимодействия со взрослыми воспитывался как раз таки достаточно жестко. Да, сидеть со взрослыми можно сколько хочешь, но – тихо. И отвечать на вопросы только тогда, когда они адресованы тебе. И дистанцию он очень четко соблюдал. Это нормально – у меня в детстве было точно так же.


Как в таком случае происходит рабочий процесс, когда в роли того или иного персонажа выступает Андрей Сергеевич Смирнов?

– Я не советуюсь с ним и в сценариях не основываюсь на жизненном опыте наших детско-родительских отношений. Все началось с «Дневника его жены», который писался специально под отца: с годами тот стал портретно очень похож на Бунина. И папаша поначалу дико вопил и кричал, что мы с ума сошли и делать этого ни в коем случае нельзя… Успокоился, лишь прочтя сценарий. В «Отцах и детях» получилось практически так же. Я позвонила, мол, хочу, чтоб в роли Павла Петровича сыграл именно он. «Спятила, что ли? – воскликнул в трубку отец. – Ну какой я Павел Петрович?!.» – «А это не твое дело, – ответила строптивая дочь-режиссер, – ты артист, твое место – в буфете. Какой надо, такой и будешь!». Он и согласился. Вообще, снимать режиссеров – одно удовольствие. Это самые послушные артисты на площадке: знают на собственной шкуре всю тяжесть режиссерской работы.


– А если учесть, что «актер Смирнов» еще и отец режиссера Авдотьи Смирновой?.. Советы, рекомендации, нравоучения…

– Тут нельзя говорить ни об опыте, ни о родственном старшинстве. Никакого давления совершенно! Вообще, в нашей семье давления со стороны старшего поколения никогда не было: не принято. Да, все высказывают какие-то критические мнения, профессиональные соображения, советы. Но лишь как профессиональные товарищи. Исключая взаимоотношения «родитель-ребенок». Да, у отца есть свои какие-то мысли, мнения. К примеру, считал, что из моей новой ленты нужно вырезать один эпизод, который, по его мнению, выбивался из общей стилистики. Я сказала, что лучше вырежу всю картину, но эпизод оставлю: он задает фильму определенную степень комичности. Наши споры – не более чем споры.


Отец для вас самый главный критик?

– Что значит «самый главный»? Его взгляды для меня, безусловно, важны. Но не менее важны и мнения Валеры Тодоровского, Бори Хлебникова, Андрея Прошкина или Сергея Сельянова… Это все – мои товарищи! И отец – один из них.


Чем еще он близок?

– Отец – страстный болельщик, сын – футболист… Возле меня и в моем доме было столько футбола, что терпеть его не могу! Я состоявшаяся и самодостаточная женщина, которая живет одна с сыном. И даже не в Москве, как многие полагают, а в Санкт-Петербурге. В мой дом вхожи лишь близкие люди. У каждого из нас – собственная жизнь.


А спутнику в ней место есть?

– Если говорить о спутнике, под коим обычно понимается «официальный супруг»… Я дважды была замужем, больше не хочу. Отношения для меня теперь не равны «браку». Да, у меня есть человек, которого я люблю. И когда влюбленность уже прошла, а штампа в паспорте обоим не нужно, главным между двумя остаются взаимный интерес и уважение. На мой взгляд, важно, когда людям вдвоем еще и весело. Чтоб можно было друг с другом смеяться. Я и сама посмеяться люблю…


Чувствуется и по текстам, и по фильмам… Но ведь невозможно написать то, чего не пережил. История измены в вашем дебютном режиссерском фильме «Связь»?..


– Я сперва написала, потом пережила. 


erid: erid: