Детство на века » новости Екатеринбурга и УрФО

Детство на века

3-01-2017, 08:24
Детство на века
Фото:

Ещё один календарный год остался позади. В эти дни мы вспоминаем самые значимые моменты в мире, стране, своём окружении и личной жизни. В канун нового года сотрудники детского сада № 120 (ул. Братьев Быковых, 19а) решили пролистать свой собственный календарь, согласно которому дошкольному учреждению в 2017 году исполняется 99 лет.
Детский сад № 120, находящийся ныне в структуре ОАО «РЖД», изначально работал под № 1 и носил имя Первой годовщины Октябрьской социалистической революции. Свою историю садик начал в 1918 году, на пике преобразований в области просвещения и воспитания, проводимых большевиками в начале ХХ века. «Для того чтобы дать женщине-матери возможность участвовать в политической, хозяйственной и культурной жизни Советской республики и для правильного воспитания детей, стали широко организовываться детские ясли и очаги (для детей до 3 лет), детские сады и площадки для детей от 3 до 7 лет. До революции во всей России существовало лишь около 300 детских садов. За исключением 10—15 так называемых народных, бесплатных детских садов, открытых общественными организациями для детей трудящихся, все остальные детские сады были платными и обслуживали лишь детей богатых родителей. Открывали и содержали их частные лица как доходные предприятия. После Октябрьской революции впервые дошкольное воспитание стало рассматриваться как дело огромной государственной важности» — так описаны образовательные перемены тех лет в книге Н. А. КОНСТАНТИНОВА, Е. Н. МЕДЫНСКОГО, М. Ф. ШАБАЕВОЙ «История педагогики». Таким образом, 120-й садик — дитя революции, вошедший в историю Екатеринбурга (тогда ещё Свердловска) как один из ключевых образовательных трендов того времени.
Первое здание детсада было деревянным, оно прослужило детям с 1918 до 1937 года, после чего было выстроено нынешнее — кирпичное, а в 1956 году была пристроена дополнительная площадь, на которой разместились ещё 2 группы.
Фото предоставлено детсадом № 120.
Вначале детсад занимал две комнаты в жилом доме, работал только 4 часа — с 9.00 до 13.00. Ходили в него 30 детей железнодорожников в возрасте от 5 до 6 лет. За это время воспитанники успевали поиграть, позаниматься ручным трудом и получить двухразовое питание. С 1926 года сад занимает уже весь дом и обслуживает 45 детей, со временем его работа продлевается до 18.00 — в уже привычном современным родителям формате.
Фото предоставлено детсадом № 120.
В это же время формируются методическая библиотека и уголок садика, где освещается опыт воспитательной работы и размещаются методические письма по разделам воспитания. Трудовая и образовательная деятельность в это время активно набирает обороты: используются новейшие учебные пособия и игровые материалы, педагоги участвуют в конференциях по дошкольному воспитанию, готовят материалы для выставок по опыту работы детсада.
Фото предоставлено детсадом № 120.
С 1927 до 1929 годы детсад вёл большую работу с родителями по воспитанию ребёнка-дошкольника в семье. Сотрудники сада организовали курсы и консультации для матерей. Для просвещения в этих вопросах активно подключали СМИ — газеты «Путёвка», «Железнодорожник» и радио. Родители соревновались за организацию лучшего уголка в семье, лучшие семьи по воспитанию детей премировались. Для матерей-активисток, посещавших кружки в ДК Железнодорожников, была организована детская комната (удивительно, что в то время подобный вид сервиса уже практиковался).
Фото предоставлено детсадом № 120.
С 1930 года детский сад обслуживал уже 100 детей. Одна группа всю свою работу проводила на свежем воздухе, дети приходили в комнаты только кушать. Такая группа существовала с 1930 по 1934 год на средства «дошкольной кооперации» и, по заключению медработников, приносила большую пользу в закаливании детского организма. Также в рамках оздоровительных программ дети выезжали зимой и летом на дачу, где помимо основных занятий на воздухе спали на открытых верандах (включая зимний период, утеплившись в спальные мешки). К 1934 году детсад № 1 становится методической базой для всех садов города и железнодорожной линии. Здесь же проводились открытые показательные занятия.
Фото предоставлено детсадом № 120.
В период Великой Отечественной войны сад обслуживал 160 детей. А летом, когда воспитанники уезжали на дачу, мог принимать до 230 эвакуированных из Москвы детей железнодорожников-фронтовиков.
С 1945 года детский сад становится базой практики учащихся дошкольного училища. К 40-й годовщине Октября у Свердловской железной дороги было уже 96 детсадов, при этом в качестве передового выделяли именно детсад № 1. Множество технологий и воспитательных методик сотрудники осваивали внутри сада, после чего делились опытом с коллегами из других учреждений. В конце 1950-х годов детсад возглавлял работу методических объединений ж/д узла Свердловск, куда входил 21 железнодорожный сад города.
Фото предоставлено детсадом № 120.
Преемственность поколений и методов работы актуальна в детском саду и по сей день. Методисты и воспитатели внедряют и отрабатывают в коллективе новые программы, транслируя в дальнейшем опыт коллегам. И, что важно, сохраняя историю и артефакты прошлой жизни детского сада, имеют возможность перенимать методы и подходы коллег, хорошо зарекомендовавшие себя ещё в прошлом веке. Готовясь отметить столетнюю годовщину, сотрудники сада отмечают, что без максимальной вовлечённости персонала в жизнь учреждения история садика не была бы такой длинной.
Сегодня в детском саду по-прежнему используют новые и новейшие программы в образовании детей, привлекая к сотрудничеству социокультурные структуры — музеи, театры, экологические центры и т. д. Дети снимают пластилиновые и LEGO-мультфильмы, составляют комиксы, оформляют книги. Реализуют информационные, исследовательские и творческие проекты: «Мир мыла», «Разноцветная планета», «Легенды седого Урала» и другие. В поисковой деятельности сотрудничают с орнитологами, биологами, экологами Городского детского экологического центра. И, конечно, уже сейчас помогают детям с профориентацией.
erid: erid: