Почему замолкают подростки? » новости Екатеринбурга и УрФО

Почему замолкают подростки?

14-04-2017, 13:14
Почему замолкают подростки?
Фото:

Попробуйте-ка не говорить сутки. Сложно? То-то и оно! Воспроизводить звуки для здорового человека так же естественно, как слышать, видеть, двигаться. Однако в преддверии Международного дня голоса, который отмечается 16 апреля, мы решили поднять тему беззвучия. Психогенная афония — вот что беспокоит сегодня российских оториноларингологов и более узких специалистов — фониатров (занимаются диагностикой и лечением голосовых связок. — Прим. авт.). За подробностями мы обратились к нашему постоянному эксперту, руководителю городского фониатрического центра, действующего на базе 3-го поликлинического отделения ЦГКБ № 1 (пр. Ленина, 52), врачу-фониатру Мирославе ОСИПОВОЙ.

— Предлагаю начать с пояснения: что скрывается за медицинским термином «психогенная афония»?

— Это полное беззвучие, возникшее на фоне психологической проблемы.

— Уточню: человек замолкает, потому что не хочет говорить или потому что не может?

— В том-то и беда, что не может! Происходит дискоординация импульсов коры головного мозга и мышц гортани. Именно мозг даёт мышцам команду двигаться так, как нужно для извлечения того или иного звука. А тут цепочка рвётся и человек «забывает», как говорить. При этом сохраняются кашель и смех, что свидетельствует о том, что голосовой аппарат есть и он работает. Для нас это своего рода сигнал: значит, причина не физическая. «Психогенная афония» — это всегда замаскированная депрессия, вызванная неспособностью достичь гармонии с самим собой и с миром.

Причём замечено, что число людей с подобными расстройствами голоса увеличивается в эпохи перемен. Например, в России мы наблюдали рост пациентов с психогенной афонией в начале 1990-х годов и в период экономического кризиса 1998-го. Правда, это были в основном взрослые люди. Как правило, женщины в возрасте «40+». Но последние три года с такими нарушениями к нам приходят подростки! Замолкать начали дети, вот в чём ужас. Да, возможно, их пока немного: в среднем 5—7 в год. Но тенденция настораживает, и о ней надо говорить. Кричать!

Более того. Пациенты, как принято говорить у нас, медиков, «затяжелели». В кризисные 1990-е, да и в другие годы обычно хватало 15 минут, чтобы вернуть замолкнувшим голос. В настоящее время фонопед — именно этот специалист работает с данной категорией — иногда вынужден призывать на помощь психолога: настолько глубока проблема.

— Что же доводит подростков до такого состояния?

— Причины разные. Была у нас девочка, которая училась на первом курсе колледжа. Она пришла в центр сама. Когда мы её разговорили, то узнали, что проблема возникла на фоне конфликта с преподавателем. Это был как раз один из самых тяжёлых случаев, когда специалист почувствовал, что дело может закончиться суицидом. Сюда сразу были вызваны родители девочки, которые нисколько не удивились услышанному. Оказывается, у их дочери уже была попытка покончить с собой. Наш вердикт был категоричен: «Немедленно к психиатру! Прямо от нас!»

Одна 9-классница лишилась голоса накануне экзаменов. Перед ними, кстати, иногда объявляются симулянты, но мы их быстро выводим на чистую воду.

Бал мальчик из 10-го класса. Как выяснилось, он замолчал с появлением в доме отчима: так проявился у него внутренний протест против этого мужчины. Вообще, семейные проблемы, как показывает практика, становятся причиной афонии куда чаще, чем школьные.

— Но ведь такие проблемы были всегда — вот только они не лишали подростков голоса.

— Жизнь была другой. Более размеренной, неспешной. Современные дети живут под огромным давлением. Это и информационная нагрузка, которая увеличилась в разы с распространением компьютеров и Интернета. И большая ответственность: бесконечные срезы знаний, ОГЭ и ЕГЭ. И возросшие требования со стороны родителей, которые таскают ребёнка по кружкам и секциям в надежде вырастить из него гения.

А сколько кругом негатива, который разрушителен по своей природе! Он выплёскивается с экрана телевизора, с монитора компьютера, во время разговоров близких. Многие взрослые жалуются сегодня на кризис, сокращения, безденежье. А дети чутко улавливают эти настроения. Подросткам и без того непросто из-за гормональной перестройки организма, а мы постоянными жалобами на жизнь ещё больше усугубляем их состояние.

Да, есть группа риска: дети, проживающие с одинокими мамами или мамами, вышедшими замуж повторно. Но главное всё же — среда, та атмосфера, в которой живёт ребёнок.

— Вряд ли мы, родители, сможем отлучить своё чадо от компьютера или изменить существующую систему образования. Что тогда в наших силах?

— Родителям важно слушать и слышать своего ребёнка. И чуть что — бить тревогу. Видимо, в некоторых семьях люди настолько сами по себе, что просто не замечают друг друга. Была у нас девочка, которая попала к нам только спустя полгода с того момента, как замолчала…

Есть ещё одна проблема. Большинство ведёт потерявшего голос ребёнка к районному оториноларингологу, а тот обычно выписывает «пилюли» от ларингита, фарингита и т. п. Увы, далеко не все специалисты в курсе этой ситуации, поэтому я и стараюсь говорить о ней на каждом заседании общества оториноларингологов.

Безусловно, проблема требует комплексного решения. Это и просвещение лор-врачей, чтобы они не затягивали с выпиской направления в фониатрический центр, потому что чем дольше молчит пациент, тем сложнее потом вернуть ему голос. И стимулирование фонопедов к получению второй специальности — психологии. И призывы к родителям больше интересоваться своими детьми, чтобы не допустить их ухода в себя. И многое другое.

— Интересно, а как вы всё-таки возвращаете голос?

— Есть у нас свои приёмчики (улыбается). Например, потянуть пациента за язык. Или попросить его зажать уши и досчитать до десяти. На счёте «восемь» мы отнимаем его руки от ушей, и пациент вдруг понимает, что слышит свой голос. А перед этим можно ещё побренчать, посверкать инструментами. Это тоже играет роль своеобразного мини-гипноза.

Но важно понимать, что возвращение голоса в стенах фониатрического центра может иметь кратковременный эффект. Во избежание рецидива лучше всё-таки разобраться в истинных причинах беззвучия. Чтобы не пришлось «лечить» голос, нужно «вылечить» душу.

На заметку

Поводы для посещения фониатра:

— внезапное расстройство голоса после громкого крика;

— продолжительная устойчивая осиплость в течение многих месяцев;

— внезапная осиплость после удушья или приступа кашля у детей;

— трудности с произношением слов и нескоординированность глотательных движений;

— частые эпизоды дисфонии или афонии, форсированный шёпот вместо голоса;

— слабый голос с придыханием, невозможность повышения голоса.

Для екатеринбуржцев, имеющих полис ОМС, консультация и лечение в фониатрическом центре бесплатны. Главное — «вооружиться» направлением от оториноларинголога.

Наша справка

Впервые Международный день голоса был проведён в Бразилии в 1999 году. С тех пор это событие отмечается каждый год, объединяя как представителей медицины (оториноларингологов, фониатров, логопедов), так и многих других людей, чья деятельность связана с использованием голоса. Основная задача Дня голоса — разъяснение влияния вредных привычек на голос, правил его гигиены и способов профилактики заболеваний голосового аппарата.

erid: erid: