Чем зальешь – то и пожнешь » новости Екатеринбурга и УрФО

Чем зальешь – то и пожнешь

22-09-2011, 08:00
Чем зальешь – то и пожнешь
Фото:

С каждым годом в мегаполисах появляется все больше заправочных станций – растущая автомобилизация порождает спрос на топливо. Неудивительно, что при таком богатстве выбора можно «нарваться» на некачественный бензин и тем самым угробить своего «железного коня». Чтобы этого не случилось, нужно следовать нехитрым правилам, которые позволяют обезопасить машину от контрафактного нефтепродукта.

 Был такой случай

Летом 2009 года в Свердловской области милиционерами был обнаружен подпольный мини-завод по производству бензина А-80. Он располагался на территории деревообрабатывающего комбината в нескольких километрах от Полевского. Производство, окруженное лесным массивом, было надежно спрятано от посторонних глаз. Бензин производился из газового конденсата неизвестного происхождения, затем топливо распространялось на автозаправочных станциях региона.

Выяснилось, что предприятие действовало с января 2009 года, лицензии на производство и реализацию бензина у них не было. Естественно, качество продукции нисколько не соответствовало нормам, а деятельность завода негативно отразилась на состоянии окружающей среды.

Конечно, обнаружить такое производство – большая редкость. Дело в том, что для подобного бизнеса требуется дорогостоящее оборудование, большие денежные вливания на начальном этапе. Большинство делают намного проще: приобретают на нефтеперерабатывающем заводе низкооктановый бензин, а затем повышают его «градус», смешивая с различными присадками и химическими реактивами. О том, что это топливо не отвечает требованиям ГОСТа и техническим условиям, водители, покупающие его, естественно, не знают.

 Адская смесь

Это только кажется, что контрафактный бензин – не такая уж и страшная вещь. Его использование может подчистить карманы даже состоятельного человека, настолько могут быть серьезные поломки. Во-первых, быстро выходят из строя свечи – может дойти до того, что ее просто «закоротит» и короткое замыкание приведет к выходу из строя катушка зажигания, коммутатора и т. д. Параллельно «летят» бензонасос, фильтры, засоряется вся топливная система. Но это не самое страшное.

При продолжительной эксплуатации автомобиля на таком бензине прогорают клапаны. Не сразу, конечно, – все зависит от того, как часто попадалось такое топливо и какая концентрация в нем присадок. Специалисты утверждают, что для этого хватит «всего» 3—5 тысяч пробега.

Можно разделить некачественное топливо по нескольким типам. Первый: когда смешиваются высокооктановый и низкооктановый бензины с добавлением фракций, вплоть до ракетного топлива, – и такие случаи бывали. Второй: прямогонный или низкооктановый бензин с добавлением часто несоразмерного количества октаноповышающих присадок. Среди них, например, встречаются запрещенный тетраэтилсвинец или нафталин, который способен вывести из строя каталитический нейтрализатор и свечи зажигания. Например, в 80-й кидают большое количество присадок и продают его как АИ-92. Можно и 92-й «поднять» до 95 или 98-го, вариантов много.

Третий тип – выпущенный с нарушениями технологии производства, когда имеются искажения фракционного и химического состава, повышенное содержание ароматических соединений, несоответствующее октановое число и неудовлетворительные характеристики по испаряемости.

 Как же защититься?

Универсального ответа на этот вопрос нет – в свое время контрафактные горюче-смазочные материалы были обнаружены даже в гараже Администрации Президента Российской Федерации. Но комплекс нехитрых мер, предпринятый водителем, может свести риски к минимуму. Лучший способ обезопасить свой автомобиль от некачественного топлива – всегда заправляться на проверенных заправочных станциях, принадлежащих известным брендам, что может послужить некой гарантией качества.

Кстати, под «флагами» крупных компаний зачастую работают мелкие частники, вплоть, до индивидуальных предпринимателей, — сети сдают им франшизу в аренду. Конечно, «крупняки» пытаются следить за качеством топлива, продаваемого под их маркой, но у них собственных заправок огромное количество, а тут еще и за «чужими» надзирай. Вот и попадается «бяка» и под громким названием. Тем более что мелкий бизнес намного больше своего крупного коллеги заинтересован в оптимизации расходов. Поэтому всегда посмотрите, кому принадлежит заправка – серьезной компании или ИП. Неизвестно, кто…

Если же вам по дороге попалась невзрачная АЗС с более низкими ценами, чем у крупных заправочных сетей с раскрученными брендами, – смело проезжайте мимо, без сожаления о возможности сэкономить несколько рублей. Эти «копейки» вам потом аукнутся многими тысячами.

Кстати, как показывает практика, если на «фирменной» заправке попадается некачественный бензин, компания может пойти на разрешение конфликта на неофициальном уровне, чтобы не «раздувать», – такие случаи бывали, правда редко. Ведь у топливных монстров мощные юридические службы, и руководство может на них понадеяться. А вот в случае с «непонятными» АЗС вообще есть шанс не найти того, кто должен нести ответственность за некачественное топливо.

 Подведем итоги

Итак, выбираем «честные» заправки. Но чтобы и там ничего не случилось, продолжаем не терять бдительности. Периодически проверяйте свечи – смотрите на их цвет, причем все выкручивать не надо, достаточно контролировать одну. Если после залива топлива они покраснели, то лучше заправиться на другой АЗС и после нее так же осмотреть прибор. Опять же поведение машины тоже может подсказать, что залито в бензобак.

Не поленитесь и при установке заправочного пистолета в бак, постарайтесь предварительно оценить качество топлива по запаху. Насторожить должны «ароматы» нафталина, сероводорода, сжиженного газа, нехарактерные для нефтепродуктов. И всегда требуйте на АЗС кассовый чек. С ним вам легче потом будет предъявлять претензии и доказывать свою правоту в суде. Короткий, как выстрел, лозунг 30-х годов прошлого века «БДИ!» не теряет своей актуальности даже на заправочных комплексах. Удачи вам на дорогах.

erid: erid: