Наше дело – левое! » новости Екатеринбурга и УрФО

Наше дело – левое!

22-09-2011, 08:00
Наше дело – левое!
Фото:

Около 15% ныне живущих людей – левши. У одних это вызвано генетической предрасположенностью, у других – влиянием препаратов, которые принимала беременная мать, на развитие полушарий мозга ребенка, у третьих – ранними серьезными травмами правой руки. В любом случае левшам не особенно удобно живется в мире, где правши составляют подавляющее большинство.

И все родители детей-левшей задаются вопросом, что делать с чадами – переучивать или оставить как есть?

В неуютном мире праворуких

Один из главнейших аргументов в пользу переучивания состоит в том, что большинство предметов, с которыми соприкасается человек, созданы правшами для правшей. Ножницы, штопор, нож простой и консервный, инструменты музыкальные и слесарные, мужские застежки и дверные ручки, фото- и видеоаппаратура, клавиатура компьютера, на которой важнейшие рабочие кнопки расположены справа, ружья и автоматы, где выбрасыватели гильз обычно делаются с правой стороны, так что левше после выстрела гильза может прилететь прямо в глаз… Да, существуют специальные товары для левшей. Но они только начинают появляться в российских магазинах, да и стоят на порядок дороже обычных.

Из-за правой ориентированности материальных объектов левшам сложно овладеть многими профессиями. Например, трудно придется левше-стоматологу – ведь панель управления зубоврачебным креслом находится справа. Та же трудность подстерегает и левшу, решившего на заводе поработать на станке. У полицейского кобура по уставу должна висеть справа, так что коп-левша не сможет быстро выхватить и направить на преступника пистолет. А в экстремальных ситуациях, когда в считанные секунды надо принять и осуществить решение, левша, даже переученный, всегда будет инстинктивно действовать левой рукой. Известен случай, когда летчик-левша погиб из-за того, что не смог вовремя нащупать кольцо для раскрытия парашюта, которое находится справа.

Даже там, где ничего не надо трогать руками, левшей ждут проблемы. Так, многие леворукие дети испытывают затруднения с тем, чтобы научиться определять время по часам со стрелками: ведь для них нормальней и понятней были бы стрелки, идущие справа налево. Переходя дорогу, правши сначала смотрят налево, а потом направо. Левшам же естественней поступить наоборот – сперва взглянуть направо, затем налево. Родителям обязательно нужно учитывать это, обучая своего кроху-левшу правилам дорожного движения. И читать леворукий малыш поначалу будет пытаться справа налево, так что для приучения его к верному восприятию текста придется запастись немалым терпением.

Мозг не переделать!

В прежние времена левшей в обязательном порядке «приводили к общему знаменателю». Переучивать начинали с младенчества, и особо упрямым детям было принято даже привязывать левую руку к телу, чтобы неповадно было ею действовать. Современная педагогика держится других взглядов на развитие ведущей руки.

– Переучивать левшей ни в коем случае не следует! – уверены доценты кафедры педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета Елена ЦАРЕГОРОДЦЕВА и Марина БЫВШЕВА. – Ведь ведущая рука определяется тем, какое полушарие мозга является ведущим. Попробуйте поменять местами половинки мозга! Если леворукого ребенка усиленно ориентировать на работу правой рукой, у него будет плохо получаться, и это нарушит его эмоциональное благополучие. Малыш может решить, будто он неспособный, бесталанный, хуже других. А давление со стороны взрослых приведет к серьезному стрессу, который может вызвать различные неврозы, нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, даже энурез и заикание. Попробуйте сами выполнить левой рукой те действия, которые правой вы проделываете, не задумываясь, – напишите несколько слов, почистите картофелину, пришейте пуговицу. Чувствуете сильный дискомфорт? Зачем тогда подвергать таким испытаниям маленького человека? Переученные левши, учась писать, работают очень медленно, и за это их нередко ругают учителя, резко снижая детям самооценку.

Кроме этого, есть немало примеров, когда ребенок-левша с незаурядными способностями после переучивания утрачивал их безвозвратно: его естественное развитие оказывалось подавлено.

За партой не по себе

Правши склонны мыслить логически, аналитически, левши – образно. Подавляющее большинство школьных учебников сегодня ориентировано на детей-правшей: задания в них, как правило, аналитического плана. Левшам же, чтобы включиться в учебный материал, требуется большое количество картинок, схем наглядных пособий – визуальной образной информации, которую уже потом можно перевести на уровень логики. А прописи для первоклашек, рассчитанные на то, что ручка находится в правой руке и наклон при письме будет соответствующий, вовсе способны вогнать леворуких в непроходимую депрессию. Исключение – обучение по системе Леонида ЗАНКОВА: там есть специальные задания для леворуких, рабочие тетради, где можно писать справа налево, сверху вниз и по диагонали.

При обучении левшей письму нельзя требовать от них, чтобы буквы были обязательно написаны с наклоном и непрерывно. Самое удобное положение тетради при письме таково: верхний левый угол листа располагается напротив груди, правый верхний угол смотрит вправо, левое плечо выдвинуто вперед (у правшей выдвигается правое).

Лучшее, что могут сделать родители для успешной адаптации маленького левши к процессу обучения, – это во всем поддерживать его. Бывает, леворукий ребенок изначально чувствует себя не таким, как другие, что, конечно, нелегко. Необходимо постоянно убеждать и его, и окружающих, что быть левшой – это абсолютно нормально. И не забывать, что повышенное упрямство, эмоциональность и даже экспрессивность левши могут быть связаны именно с доминированием правого полушария. Обращайте все в игру, будьте терпеливы и дружелюбны, хвалите ребенка за малейшие достижения в ориентировании «слева направо».

Родителям, стремящимся лучше подготовить маленьких левшей к школе, Елена Царегородцева и Марина Бывшева рекомендуют книгу В. Д. Еремеевой «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному», произведение М. М Безруких «Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации», ее же серию книг «Ступеньки к школе».

Жить на обеих сторонах

Станет малыш левшой или правшой, иногда можно определить уже в 5—6 месяцев. Окончательно же ведущая рука определяется примерно к 4 годам. Часто ребенок 2—3 лет может брать предметы, рисовать, вырезать, лепить из пластилина то одной рукой, то другой. Это значит, что преобладание полушария у малыша еще не установилось, остается ждать. Важно в это время не настаивать, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой – когда  доминантное полушарие установится, он сам выберет подходящую конечность.

Родителям 5-летнего малыша уже пора точно знать, правша он или левша. Ведь в этот период начинается подготовка к школе, важная часть которой – развитие микромоторики руки. Если возникают затруднения, то для того, чтобы определить, какая рука и полушарие у малыша ведущие, проведите небольшой тест. Предложите ребенку скрестить руки на груди и посмотрите, какая окажется  сверху. Пусть сложит кисти в замок – «главной» будет та рука, большой палец которой сверху. Если прищуриться, словно бы прицеливаясь, глаз, оставшийся открытым, записываем в ведущие. Посмотрите, как ребенок шагает с места – какая нога при этом выходит вперед?

Желательно поощрять у детей действия обеими руками – это способствует развитию обоих полушарий мозга, укреплению нейронных связей между ними. Предлагайте ребенку завязывать и развязывать узелки поочередно то одной, то другой рукой, собирать паззлы или выкладывать мозаику, чередуя конечности, собирать и разбирать предметы из конструктора. Также сотрудничеству рук способствует рисование на листах большого формата, когда в карандаши взяты и в правую, и в левую.

А чтобы маленький левша не испытывал чувства неполноценности, замените в своем  лексиконе слова «правая и левая рука» на оборот «ведущая, рабочая рука». Конечность, которой работают, создают материальные и эстетические ценности, не может быть связана с негативными эмоциями.

erid: erid: