Он пока многое берет от отца – манеру писать, смотреть на мир, общаться с девушками. Как будто набирается сил для «большого плавания». Родион понимает, что рано или поздно вылететь из родительского гнезда придется, ведь как бы хорошо ни было, но узнать жизнь «в тепле и уюте» вряд ли удастся.
– Родион, у тебя не очень привычная для русского уха фамилия…
– У нас греческие корни. Мой прадед, будучи подданным Греции, женился на турчанке. Вначале семья обитала там, а потом, когда дети выросли и решили жить самостоятельно, переехала в Россию.
– Поэтому у твоего отца двойная фамилия – Михуля- Морозов (Анатолий Михуля-Морозов – екатеринбургский художник. – Прим. авт.), символ русско-греческого единства?
– Нет-нет, тут совсем другая история. Отец начал выставлять работы во времена Советского Союза. Перед первой выставкой ему сказали, что картины художника с иностранной фамилией показывать не будут. Он решил псевдоним не брать, а использовать девичью фамилию матери и быть Михулей-Морозовым. Комментариев от организаторов больше не было.
– Стоит полагать, что желание стать художником передалось вам по наследству?
– Свои первые картинки я стал писать маслом в 3 года. Папа всегда хотел, чтобы я пошел по его стопам. Он грезил династиями, например Брейгелями, где и отец, и оба сына были выдающимися художниками. До 7 лет я соглашался с папиным мнением и рисовал с удовольствием. Потом пошел в школу, там было уже не до этого, да и времени было мало. Но, несмотря на мои небольшие успехи, в 11 лет меня отдали в художественную школу. Учился я неважно, был середнячком и начал даже думать, что писать не буду. Но потом папа стал со мной активно заниматься, чтобы подтянуть к поступлению в художественное училище, стало получаться, и я понял, что художником все же быть смогу и хочу. И если до 16 лет мои предпочтения были чаще всего обусловлены желаниями отца, то итоговый выбор был сделан уже лично мной.
– В чем это проявилось?
– Я благополучно не пришел на последний экзамен в училище, потому что понял, что не вижу смысла дальше учиться по стандартной программе – рисовать бесконечные натюрморты, а хочу заниматься действительно творческими работами.
– В общеобразовательной школе тоже было скучно учиться?
– У меня была не совсем обычная школа – экспериментальная площадка Александра Лобка при гимназии № 94. Нам до 8-го класса не ставили никаких оценок, основной упор учителя делали не на стандартное образование, а на развитие творческих способностей. Мы, например, не учили стихи, а сами их писали, а потом анализировали получившийся результат.
– А как базовые знания?
– Активное изучение текстов было в начальных классах, а в средней и старшей школе мы, как и все, посещали стандартные предметы, сдавали экзамены.
– Тебе такое образование нравилось?
– Учиться было не очень легко, и многие ребята уходили. В 1-м классе нас было около 30 человек, а 11-й класс закончили только 7. Но мне кажется, именно благодаря гимназии у нас выработалось художественное мироощущение. Стихи, к слову, до сих пор пишу.
– Ты – художник, а остальные одноклассники чем занимаются?
– Мы до сих пор дружим и хорошо общаемся. Все ребята прилично зарабатывают – одна девочка поступила на лингвиста, по совместительству оформляет вечеринки, другая – банковский работник, один мальчик – танцор, другой – строитель, третий – программист в Москве.
– Ты тоже хорошо зарабатываешь?
– А это важно?
– Скорее, интересно, можно ли комфортно жить, будучи свободным художником?
– Первая выставка, в которой я участвовал, состоялась, когда мне было 16 лет. Попасть на неё было несложно – я выставлялся от папиной галереи. Уже тогда опьянел от этого события, а через два месяца, когда на второй выставке продал сразу две картинки, вовсе был окрылен. Думал, что если так и дальше пойдет, жизнь станет сказкой.
– Пошло?
– Дела продвигались хорошо, но некоторое время спустя мне стали говорить, что работы похожи на папины. Я отвечал, что у Брейгелей, например, так же было. Но потом стал точить червячок сомнения. Решил, что нужно вырабатывать собственное видение. Сейчас уже появляются индивидуальные композиционные и цветовые решения,
– Тебя, наверное, баловали?
– Меня не держали в ежовых рукавицах, но и не особо баловали. Я рос среди картин. Папа, например, часто пишет обнаженных женщин, и эти работы постоянно висят дома. Когда ко мне в детстве приходили друзья, они без конца ахали-охали, а я не понимал их реакции, для меня это были просто красивые полотна.
– На отношение к женщинам детство как-то повлияло?
– Нет, все в порядке. Общению с противоположным полом меня учил папа, воспитывал во мне джентльмена. Говорил, например, что после всех ссор всегда должен извиняться старший.
– Даже если виноват младший?
– Я отталкиваюсь от родительского опыта – папа старше мамы на 10 лет и считает, что в их паре всегда должен извиняться он. Как будет в моей семье (улыбается), я пока не знаю.
– Папа воспитывал в тебе джентльмена, а мама кого хотела видеть в сыне?
– Мама всегда ратовала за свободу от папиного «ига», хотя я и никогда не жаловался, что он слишком меня контролирует. Она прививала мне самодостаточность, независимость, но так же, как и папа, заставляла много читать.
– Что-то из родительских заветов уже удалось воплотить в жизнь?
– Практически все, правда, за исключением независимости, – пока мы живем еще все вместе, но в ближайшее время собираюсь уже съехать на отдельную квартиру.
– Первый раз будешь жить отдельно?
– Подобная попытка у меня уже была в 17 лет. Но тогда понял, что еще рановато. Нужно было учиться у папы для поступления в училище, и постоянно уезжать-приезжать было утомительно, поэтому решил остаться с родителями. Сейчас уже хочется жить одному.
– Окончательно такие решения принимаются не всегда быстро; что может тебя подтолкнуть к переезду?
– (На лице у Родиона появляется широкая улыбка). У меня должна появиться хорошая хозяйственная девушка. Хотя… это не принципиально, главное, чтобы была умная, любила меня и понимала, что работа художника – это труд, который требует сил и времени.
– А у многих существует стереотип, что художники – это богема…
– Да, знаю, что кому-то наша работа кажется несерьезной. Но на самом деле что я, что папа встаем рано – нужно успевать работать при дневном свете. В периоды, когда организуются выставки, работы в разы больше.
– В остальных сферах деятельности есть карьерный рост, статус, а как меняется жизнь художника в зависимости от возраста и успеха?
– Судя по моему папе, особых изменений нет. Так же каждый день рисуешь, периодически выставляешься. Правда, он одно время работал в кинотеатре «Салют» – рисовал афиши, и мне тоже хочется попробовать заняться чем-то подобным. Интересно, например, поработать иллюстратором. К тому же думаю поучиться в университете – надеюсь, что когда-нибудь поступлю на факультет искусствоведения, подтяну свои теоретические знания, чтобы не только хорошо писать, но и отлично разбираться в живописи, графике, рисунке.