Сергей Зуев: «Критика – важная часть роста» » новости Екатеринбурга и УрФО

Сергей Зуев: «Критика – важная часть роста»

6-09-2012, 08:00
Сергей Зуев: «Критика – важная часть роста»
Фото:

Самым ценным в своей жизни голкипер «Синары» Зуев считает семью. Дома лучший мини-футболист мира отдыхает не только телом, но и душой, обретая гармонию и спокойствие.

– Разговариваю с вами, а на самом деле так к супруге с дочкой хочется, – с подкупающей искренностью говорит во время интервью Сергей. А женат футболист, к слову, почти десять лет.

СССР – Канада

Ваше увлечение спортом, насколько известно, началось с игры в хоккей…

– У меня мама была страстной хоккейной болельщицей. В 1972 году шла знаменитая суперсерия Канада – СССР, и родители сильно переживали за наших хоккеистов. Тогда ведь вся страна болела хоккеем. Это было не только спортивное состязание, но и противостояние капитализма и социализма. Несмотря на то, что по итогам 8 игр серии команда Канады выиграла, игроки сборной СССР стали легендами. Помню еще, что мама мне часто рассказывала о наших выдающихся хоккеистах и вратарях – Викторе Коноваленко, Николае Пучкове и конечно, о Владиславе Третьяке. Поэтому когда родители решили, что меня нужно отдать в спортивную секцию, проблемы выбора не стояло – однозначно в хоккей.

Сразу встали в ворота?

– Нет, начинал как нападающий, а потом, через несколько месяцев, меня поставили вратарем. Мне понравилось. Даже когда увлекся в 14 лет мини-футболом, менять позицию не захотел и продолжил защищать ворота.

Что вас так привлекло в мини-футболе, что вы решили уйти из самого популярного в СССР вида спорта?

– Резкого ухода не было. Я всегда совмещал эти два вида. Зимой играл в хоккей и в мини-футбол, летом – в большой футбол. Ловить мяч у меня получалось лучше, чем шайбу, поэтому вскоре я полностью переключился на футбол. А почему именно мини-футбол? На самом деле он очень схож с хоккеем – вратарь постоянно находится в игре. В отличие от большого футбола, где вратарь может получить мяч три-четыре раза за игру, в мини-футболе голкипер – непосредственный участник событий. И ударов получает больше, и наносятся они с более близких расстояний, чем в обычном футболе.

Наверное, и травм вы получаете больше?

– (Улыбается) Говорят, что вратари – чудные люди, и нормальному человеку не должно нравиться, когда в него пинают мячи или бросают шайбы. Но на самом деле это не так страшно, как кажется. Конечно, в хоккее, когда шайба летит со скоростью 200 км в час, коленки дрожат, но ты же весь в защите. В мини-футболе мячи летят с меньшей скоростью, но есть свои особенности: у нас самое больное место – коленные суставы, к тому же можно получить ожог, проехавшись по паркету. Но сейчас средства защиты не хуже, чем в хоккее, поэтому тяжелые травмы у нас сведены к минимуму.

Профессиональный спорт требует огромного количества времени – проблем с учебой в школе не возникало?

– Как мог, совмещал, и даже подумывал о том, чтобы поступить на исторический факультет в УрГУ. Изменить планы меня уговорил главный тренер мини-футбольной команды УПИ Сергей Банников – он предложил попробовать силы в команде мастеров, а поскольку учиться в одном вузе, а выступать за другой – как-то странно, да и совмещать это было трудно, я поступил в УПИ на факультет физической культуры. Он создан специально для ребят, которые хотят заниматься профессионально спортом и получать высшее образование. Разрешается свободное посещение, но преподавателей, которые все равно строго следили за успеваемостью, никто не отменял. Но тем не менее закончить институт мне удалось, поэтому, если что (улыбается), могу работать как учителем физкультуры, так и тренером.

Внутренний фильтр

Пытаетесь анализировать современные процессы в обществе, мире?

– Телевизор не смотрю принципиально. Все новости узнаю из Интернета, но опять же, в силу работы, регулярно это делать не получается. Конечно, происходящее в мире отслеживаю, анализирую, но конкретные выводы делать трудно, поскольку жизнь, а вместе с ней и общество стремительно меняются. Но в этом нет ничего странного, редко какой период в истории был спокойным, в конце концов, движение – гораздо лучше, чем застой.

Вы родились в 80-м году, юность пришлась на 90-е, зрелость – на начало нулевых. В каком из этих периодов вы чувствовали себя наиболее комфортно?

– Я считаю, что где родился, там и пригодился. Если я родился в СССР, а сейчас живу в Российской Федерации, значит, так оно и должно было случиться. В каждом времени свои плюсы, но в 90-е мне бы возвращаться хотелось меньше всего. В это время от социальных катаклизмов и наркотиков умерло много моих сверстников…

Как вам удалось выстоять?

– Думаю, в этом огромную роль сыграло воспитание родителей и моих наставников в спорте. К тому же было мало свободного времени: если не учился, то занимался спортом, и наоборот. После школы – институт, а после его окончания сразу появилась семья, ребенок. Заботы захватили. Плюс ко всему я интуитивно фильтрую информацию и четко определяю, что с этими ребятами, компаниями и т. д. мне лучше не связываться.

Профессиональные, успешные спортсмены часто бывают против того, чтобы их жены работали. В вашей семье как сложилось?

– Каждый человек волен делать то, что ему хочется. Если Алена (супруга) стремится работать, я не могу ей этого запретить. Это ее решение, и она, так же как и я, имеет полное право на самореализацию.

А как же классический образ жены-домохозяйки?

– Да это как-то необязательно. Если Алена хочет, она приготовит, постирает; если нет – мы всегда найдем точки соприкосновения и выход из ситуации. Не хочется готовить – сели в машину, поехали, поужинали в каком-нибудь заведении. Да и к тому же в последнее время у нас появилось новое семейное увлечение – мы все вместе готовим, и что-нибудь перекусить у нас всегда найдется.

Готовим вместе

Кто стал инициатором такого семейного досуга?

– Дочка Саша. Она у нас девочка серьезная, пошла уже во второй класс. Как у любого ребенка, увлечения у нее меняются очень быстро, но к последнему – кулинарией – интерес пока не пропадает. Постоянно что-то с ней готовим: кексы, вафли, салаты.

А дочка уже осознает, кто ее папа?

– Ей не важны все мои достижения – главное, чтобы папа был рядом.

А для вас достижения что значат? Все-таки быть лучшим вратарем России, мира – это, с одной стороны, большая ответственность, а с другой, к чему же стремиться дальше?

– Есть такая поговорка: «Лучшее – враг хорошего», стараюсь этого принципа придерживаться.

Приятно, конечно, что тебя высоко ценят, но наш спорт динамично развивается, и нужно постоянно учиться, чтобы быть на плаву. Поэтому хвалить себя я не люблю и чаще всего собой бываю недоволен. Уверен, что для роста и развития нужнее всего критика.

Когда слышите много критики, самооценка не понижается?

– Нет, я гибкий, могу отличить «зерна от плевел» – придирки от реального совета. Если тебе говорят, что ты сделал что-то неправильно, к этому мнению нужно прислушаться. Анализ ошибок и их исправление – важная часть роста.

Такая мудрость приходит с годами…

– Не только, полностью это понять и принять мне помогло еще и увлечение философией. Читал труды восточных мудрецов и пришел к выводу, что в жизни очень важна гибкость – не только тела, но и духа. Как говорили китайские мудрецы: «Пока ты гибок, ты молод».

Гибкость можно трактовать по-разному. В вашем понимании это что?

– Осознание ошибок и их исправление – одно из проявлений гибкости. Честность по отношению к окружающим и к себе, способность спокойно и свободно высказать мнения. Наличие своей точки зрения не означает упрямство, это просто дает человеку возможность не идти на поводу у большинства, а пропускать все через свою призму, анализировать.

А если вы приняли неверное решение?

– Ну и что, зато получил опыт. Было бы скучно, если все было идеальным. На этом, кстати, спорт и построен – кто меньше ошибок совершит, тот и выиграл. Так и в жизни – ошибки делают ее интереснее.

erid: erid: