На ковре-самолете… » новости Екатеринбурга и УрФО

На ковре-самолете…

25-10-2012, 08:00
На ковре-самолете…
Фото:

Не знаю как вы, а я провела свое детство в окружении… ковров: они были на стенах, полах и даже на диванах. Наверное, для современных мальчиков и девочек это покажется чудовищным, но во времена моего детства ковры были не только украшением дома, но и подтверждением статуса хозяина.

Кроме того, вешать ковры на стены и устилать ими полы было чрезвычайно модным занятием, и гости зачатую завистливо прищелкивали язычком. Тогда я не понимала, чем же так гордятся мои родители, для меня, семилетней девчонки, это был лишь некий «инструмент пыток», ведь регулярно пылесосить их – кстати, пылесос в конце восьмидесятых тоже был предметом роскоши, приходилось нам с сестрой, а хотелось просто играть с ребятами во дворе. Но наступили «лихие 90-е», и ковры как пережиток прошлого переместились из домов на мусорки, а в квартирах надолго «поселился» евроремонт…

Обществу начала двадцать первого века ошибочно казалось, что навязанный нам Америкой псевдоевропейский дизайн и есть пик мировой моды. Тогда как в самых богатых домах Европы по-прежнему царила классика, а ковры, которые наши сограждане так безжалостно оставляли на съедение моли в старых кладовках, на чердаках, в подвалах или вовсе выбрасывали, стоили больших денег. Сейчас, когда такие понятия, как «новый русский» или «евроремонт» практически исчезли, в городе стало все больше появляться специализированных магазинов ковров. И хороший красивый ковер из натуральных материалов снова становится признаком статуса хозяина дома.

След из прошлого

Первое упоминание о коврах датируют XVI–XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV, эпохи Нового царства, а найденная в Бени-Хассане фреска X век до н. э. открывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров. (Хотя скорее эти творения можно назвать картинами, а не коврами в современном понимании этого слова, ими украшали стены и мебель жилища.)

Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V в. до н. э. Археологи обнаружили его в знаменитом Пазарыкском кургане на Алтае, где он пролежал не одну тысячу лет, а теперь местом его обитания стал один из самых известных музеев мира – Эрмитаж. Родина ковра до сих пор является предметом жарких дискуссий ученых умов. Официально же считается, что с высокой долей вероятности он был создан в Центральной или Западной Азии. Пазарыкский ковер, названный так по месту его находки, украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами. На нем изображены всадники на лошадях. Подобный вид покрытия служил не только украшением, но и кладезем ценной информации, ведь при правильном хранении ковры могут жить не одну сотню и даже тысячу лет, и мы имеем этому яркое подтверждение. Такой ковер зачастую возможно было читать как книгу.

Но ислам, запрещавший изображение живых творений Аллаха, диктовал свои суровые, аскетичные правила, и с ковров стали исчезать птицы, верблюды, лошади. Ислам стал доминирующей религией на Востоке, а орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Таким образом, персидский ковер для посвященного стал книгой о строении мироздания.

На вкус и цвет

До сих пор для окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители. Это весьма дорогое удовольствие, что, безусловно, отражается и на стоимости готового продукта, но такие предметы невероятно прочны, на века, так сказать. К примеру, лучший шафран для получения желтого цвета привозят аж из Ирана. Красную же краску до сих пор получают из корней марены или из армянской кошенили.

Но с изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. В связи с дешевизной материала резко упали в цене и сами ковры, а конкуренция значительно возросла. Сегодня же анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей – хромовые. По свойствам их практически невозможно отличить от натуральных, но все-таки они не такие сочные.

Синтетика или шерсть?

Перед человеком ХХI века встает вопрос: что предпочесть? Вот как «славно» было жить в СССР, выбора нет, и берешь, что есть, а сейчас заходишь в магазин, и глаза разбегаются. Конечно, натуральные материалы всегда были, есть и будут в приоритете, но вот цена зачастую «кусается», я уже молчу про ковры с натуральными красителями. Но не стоит путать материал, из которого изготавливается само полотно, и тот, что покрывает его, краситель. Зачастую ковры из натуральной шерсти могут быть покрыты синтетическими красителями. И если вы хотите, чтобы в вашем доме «поселился» цельнонатуральный ковер, то стоит при покупке уточнять, не только из чего он сделан, но и чем покрыт. В наших магазинах, даже самых дорогих, уважаемые работники торговли предпочитают отделываться общими фразами, например, «Берите, не пожалеете, это же натуральная шерсть».

Впрочем, говорить о том, что синтетические ковры уж очень плохи, – несправедливо. Современные технологии позволили практически уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. И, кроме того, синтетические ковры значительно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать. Так что выбор, как всегда, остается за вами…

erid: erid: