Кредиты под залог будущих детей? » новости Екатеринбурга и УрФО

Кредиты под залог будущих детей?

30-11-2012, 08:00
Кредиты под залог будущих детей?
Фото:

К концу этого года в микрорайонах Компрессорный и Птицефабрика очереди в детские сады исчезнут — после открытия детских садиков на улицах Альпинистов, 11, Латвийской, 33 и Трубачёва, 37.

Отремонтированные за счёт бюджета Екатеринбурга здания некогда дошкольных учреждений, а потом какое-то время офисов станут обживать более 350 мальчиков и девочек.


Фото: Антон БУЦЕНКО.

У их мам и пап, ясно каждому, будет гора с плеч. Если посмотреть на карту Екатеринбурга, то уже в нескольких микрорайонах и посёлках муниципального образования схожая картина: один-два садика, построенные или возвращённые в строй по своему изначальному предназначению, решили детсадовскую проблему.

Понятно, что подобных локальных мест в Екатеринбурге пока не так много.

Жители остального города готовы, кажется, возить ребёнка в детсад хоть на другой край мегаполиса, лишь бы он был под присмотром, получал квалифицированное воспитание-обучение, а сами его родители могли работать и зарабатывать.


Фото: Антон БУЦЕНКО.

Естественно, такое положение городскую власть удовлетворить не может. Детские сады должны быть, как говорится, шаговой доступности.

И как официально заявил в понедельник заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр ВЫСОКИНСКИЙ, новое строительство детсадов предполагается вести по типовым проектам, привязанным к конкретным земельным участкам и конкретным микрорайонам. Проекты эти должны быть оптимальными по числу мест для дошколят — естественно, с учётом быстрого развития Екатеринбурга и каждого из его микрорайонов в частности. Кроме нового строительства, предстоит вернуть в систему ранее перепрофилированные здания детсадов, создать условия для прихода бизнеса для строительства и содержания частных детсадов. Задача стоит за два-три года снять проблему очередей в детсады окончательно и по всему городу.

При этом, кстати, в мэрии исходят из того, что рождаемость в Екатеринбурге будет только расти. Да, вроде бы число горожан в возрасте обзаведения детьми начнёт снижаться — сказывается двойная демографическая яма, когда рождаемость сильно падала в середине 1990-х. Однако Екатеринбург находится под сильнейшим миграционным давлением — в экономический и культурный центр охотно переезжают жители области, соседних регионов. И по большей части это именно молодые люди. Они едут сюда во многом именно потому, что здесь хорошо воспитывать детей, есть все возможности вырастить их здоровыми, обеспечить дошкольное развитие, образование. А значит мест в детсадах нужно будет всё больше и больше.

И судя по активности, которую проявляют муниципальные власти, заявленная программа вполне реализуема, цель — достижима.

Но тут важны усилия не одной только муниципальной власти. Важно, чтобы и регион, и Федерация себя проявили — и тоже с внятными, понятными всем программами.

Однако некоторые представители структур государственной власти, похоже, пытаются извлечь из детской проблемы как раз выгоды для себя, взрослых. Дело привычное. Как правило, доходное для отдельных персон. Насторожиться заставляет то, что для решения очередной проблемы предлагают создать очередную корпорацию. Плавали — знаем. С одной стороны, финансы корпорации не учитываются столь же строго, как бюджетные средства. С другой стороны, корпорация, в отличие от предприятий частного бизнеса, свободна от необходимости выигрывать госзаказы на открытых конкурсах. То есть все условия для уютного «освоения» средств.

В данном случае вдобавок ко всему предлагается весьма причудливая схема. Деньги, на которые будет возводить детсады некая корпорация (надо понимать, устанавливая их сметную стоимость волевым порядком), должны будут внести муниципалитеты. Поскольку сейчас нужных средств нет в их бюджетах (были бы — давно построили бы безо всяких корпораций!), озвучена гениальная идея — а пусть они возьмут эти деньги в банках в кредит.

Эксперты быстро подсчитали, что, если банкиры дадут, скажем, 9 млрд. рублей, то на эту сумму ежегодно будет набегать 1 млрд. рублей в виде процентов. В результате реальная стоимость одного места в таких детсадах вырастет раза в полтора. А это место, кстати, и сегодня стоит архидорого, слишком много к детсадам предъявляется санитарных норм.

Значит, либо придется взвинчивать цены за пользование детсадом, либо городу придется где-то изыскивать в своем бюджете эти миллиарды. А их там, как мы все знаем, не так уж и много. Для нынешнего бюджета, к примеру, чувствительно оказалось даже то, что горожане стали больше оформлять различных налоговых вычетов.

Причем описанную «кредитную» схему предложил человек с опытом работы в банковской сфере. Он должен бы уметь высчитывать нагрузку на обслуживание тела кредита моментально и в уме. То есть закрадывается подозрение, что на выдаче кредитов муниципалам должны заработать либо он сам, либо кто-то из его друзей-банкиров…

Мэрия Екатеринбурга, естественно, против таких экспериментов над будущим — и она права. Отрадно, что ущербность предлагаемой схемы начали понимать и в областной власти. Скажем, во вторник областной министр образования Юрий БИКТУГАНОВ на специальной пресс-конференции в ИТАР-ТАСС-Урал отметил, что в данный момент «нет чётко проработанной финансовой схемы для такого проекта», и, по его словам, министерство сейчас активно изучает иной опыт других городов страны «по взаимодействию с банками и другими коммерческими структурами». Как сообщил министр, в принципе решать проблему свердловские власти рассчитывают несколькими способами за счёт расширения мест уже в существующих детсадах, возврата зданий дошкольных образовательных учреждений в собственность муниципалитетов и строительства новых детсадов.

Как видим, схема практически та, которую начертила и мэрия Екатеринбурга. Думается, реализуя её все вместе — муниципалитеты, областная власть, бизнес — проблему с нехваткой на Среднем Урале, как сообщил областной министр, 12 000 мест в детских дошкольных учреждениях решить можно в кратчайшие сроки. Тем более что распылять средства не придётся, если подойти к решению проблемы вдумчиво, и определить основные точки, в которых проблема наиболее острая. По словам того же Биктуганова, наиболее сложная обстановка складывается лишь в 17 муниципалитетах. Кроме Екатеринбурга, это Первоуральск, Верхняя Пышма, а также Артёмовский, Белоярский, Верхотурский, Ревдинский, Талицкий и Тугулымский городские округа и др.

Областной министр также признал, что, например, в Екатеринбурге «существует 11 мест застройки, где можно возводить детсады вместимостью максимум 140 мест. Строить дошкольные образовательные учреждения большей вместимостью на этих земельных участках нельзя — не позволяют санитарные нормы и правила». И сообщил, что в следующем году свердловские власти планируют вернуть 30 зданий бывших детских садов в собственность муниципалитетов.

К слову, региональным властям неплохо бы поторопиться с подачей заявок на федеральные гранты. На днях председатель Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ на селекторном совещании, посвящённом, в частности, ликвидации очереди в детские сады, поручил вице-премьеру Ольге ГОЛОДЕЦ и Минфину проработать вопрос о дополнительном финансировании в 2013—2015 годах мероприятий по модернизации систем дошкольного и дополнительного образования в рамках госпрограммы «Развитие образования» в сумме 300 млрд. рублей. Учитывая, что, по данным Кабинета, 8 субъектов Федерации уже полностью обеспечены детскими дошкольными учреждениями, а в некоторых недостаток их не критичен, список потенциальных получателей федеральных субсидий меньше, чем число российских регионов. Но Свердловская область могла бы на деньги федерального бюджета рассчитывать, ибо Федерация, как правило, даёт деньги тем, кто сам имеет программу решения проблемы. Как видим, в Екатеринбурге и Свердловской области такая программа есть, и, похоже, проявляется уже и общее видение решения проблемы. Что не может не радовать.

erid: erid: