Чем «частнее» фонд, тем... выше пенсия » новости Екатеринбурга и УрФО

Чем «частнее» фонд, тем... выше пенсия

15-03-2013, 08:00
Чем «частнее» фонд, тем... выше пенсия
Фото:

Если утром вы обнаружили в почтовом ящике «письмо счастья» из Пенсионного фонда — не вздумайте отложить его подальше в стол. Лучше внимательно ознакомьтесь и ответьте на него.

От этого впрямую зависит ваша будущая пенсия — точнее, её размер. Если ещё точнее — размер так называемой накопительной части, которая складывается из отчислений с наших зарплат. Правда, лишь в том случае, если мы родились в 1967 году или позднее. А вот отчислять на эту самую накопительную часть можно, оказывается, не только в Пенсионный фонд, но и на счета негосударственных управляющих компаний. И, как утверждают эксперты ПФ, для будущих пенсионеров это будет даже выгоднее. Почему? Ответ на этот вопрос дала в среду на пресс-конференции в ИА «ИТАР-ТАСС Урал» управляющая Отделением Пенсионного фонда РФ по Свердловской области Татьяна ОПАЛЕВА.

Пенсионная реформа, стартовавшая в РФ в 2002 году, — выражаясь словами Винни-Пуха, очень хитрый предмет. Казалось бы, целиком и полностью эта реформа нацелена на создание для пенсионеров наиболее благоприятных финансовых условий. Потому что старый, советский алгоритм начисления пенсий — за счёт бюджетных средств, без вычетов из заработка трудящихся — к началу 90-х годов прошлого века себя исчерпал. Начиная с 1992 года, главным источником пенсионного обеспечения стал Пенсионный фонд России, а спустя 10 лет основой для пополнения фонда стали страховые взносы, взимаемые с зарплат граждан.

По стопам Финляндии и США

Тогда же для повышения уровня жизни будущих пенсионеров была введена так называемая накопительная часть — сумма, взимаемая с зарплаты лиц 1967 года рождения и младше и затем «капающая» каждому работнику на его личный счёт в ПФ РФ, который, в свою очередь, размещает пенсионные накопления либо через государственную управляющую компанию (в данном случае «Внешторгбанк»), либо частную УК, отобранную на основе конкурса. Третьей частью пенсии является так называемая базовая ставка — доставшаяся в наследство от СССР и формируемая по уравнительному принципу, исходя из среднего уровня зарплаты в стране.

Сегодня в мире действует три основных вида пенсионных систем. Самая распространённая — индивидуально-накопительная, когда пенсионные налоги (взносы) выплачиваются самими работниками или работодателями. Взносы идут на специальный счёт, где накапливаются в течение всего трудового стажа. При выходе на пенсию размер пенсии исчисляется исходя из общей суммы накопленного взноса. Кроме того, в ходу и две разновидности распределительных систем начисления: на основе пенсионных налогов, которые не откладываются, а выплачиваются пенсионерам (так называемый принцип социальной солидарности поколений), и на основе общих налоговых поступлений. Этот вид пенсионного обеспечения используется для тех, кто не работает: социально незащищённые граждане, инвалиды, семьи, потерявшие кормильца, и т. п. Россия несколько лет назад решила пойти по стопам развитых стран и ввела на своей территории индивидуально-накопительную систему. Очевидно, чтобы пенсии наши имели хотя бы мизерный шанс, хотя бы в отдалённой перспективе сравняться с пенсиями шведов, финнов и американцев — самыми высокими в мире, если верить статистике. Однако недавно эксперты ПФ произвели расчёты и пришли в ужас: оказывается, если сегодня средняя сумма пенсии составляет примерно 36—40% от зарплаты гражданина, то к 2030 году она упадёт в два, а то и в три раза.

Факторы триллионного дефицита ПФ

Причина — постепенно обесценивание пенсионных накоплений, аккумулирующихся на счетах «Внешэкономбанка»: дело в том, что ВЭБ — государственная корпорация и имеет право инвестировать свои активы только в государственные облигации, у которых традиционно очень низкая доходность. А государственная стратегия в последние 10 лет была нацелена на повышение пенсий — и прежде всего за счёт расходования накопительной части, которая и без того аккумулируется медленно. Итог — триллионный дефицит на счетах ПФ РФ.

И это только один из угрожающих системе факторов. По словам управляющей Отделением Пенсионного фонда РФ по Свердловской области Татьяны ОПАЛЕВОЙ, неменьшую опасность представляет для будущих пенсионеров и резкое сокращение количества страхователей, которое ожидает нас через 7—8 лет. Причина — демографическая «яма» 1990-х годов, из-за которой в 2020 году на предприятия трудоустроится меньше народу, чем надо бы. Меньше работников — меньше отчислений в ПФ. Наконец, третий фактор — существование в России института досрочных пенсий (для работников вредных и опасных производств) и... отсутствие страховых источников для их покрытия. В одной Свердловской области на 1 миллион 284 тысячи официально зарегистрированных пенсионеров каждый третий — «досрочник». А значит, платить ему придётся больше не только по деньгам, но и по времени — примерно на 5—10 лет дольше, чем остальным гражданам, выходящим на заслуженный отдых в 60—65 лет. Если так будет продолжаться и дальше, Пенсионный фонд может «надорваться» — а работникам вредных производств придётся работать сверх положенного стажа, потому что на выплату досрочной пенсии ни в ПФ, ни в госбюджете просто не будет средств. Создание же специальных пенсионных фондов на каждом из таких предприятий работодатели расценят как дополнительное налогообложение и взвинтят цены на свою продукцию.

Когда молчание — не золото

Выходом из этого опасного «пике», считает Татьяна ОПАЛЕВА, мог бы стать перевод накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные фонды. Тем более что по закону каждый работник имеет право выбирать, куда инвестировать свои «накопительные» проценты — в госкорпорацию или частную УК. При этом мы, оказывается, имеем право менять «инвестора» раз в год: в этом году, к примеру, платим государству, на следующий год — частнику. Но это — в теории. На практике же большинство плательщиков предпочитают пополнять собой ряды так называемых молчунов: получили письмо из Пенсионного фонда, махнули рукой и спрятали в стол. Мол, как платили «Внешэкономбанку», так и будем платить дальше. Какая, мол, разница. Оказывается — огромная!

— Игнорируя запрос из Пенсионного фонда, «молчуны» тем самым соглашаются и впредь платить по старой схеме, то есть 2% в накопительную и 4% в солидарную часть своей будущей пенсии, — объясняет Татьяна ОПАЛЕВА, — Чтобы все 6% перечислить в накопительную часть — а значит, и «заработать» в итоге большую пенсию, гражданам нужно внимательно прочитать полученное «письмо счастья» и написать соответствующее заявление либо в государственную УК, либо в частный пенсионный фонд, выбрав при этом любой из предложенных инвестиционных портфелей. Если же вы уже пользуетесь услугами частного пенсионного фонда, то ваши 6% по умолчанию, без всякого заявления с вашей стороны, остаются в накопительной части. Если же вы по какой-то причине не получили письмо и не знаете, на каком счёте формируются ваши пенсионные накопления, вы можете узнать это либо в территориальном отделении Пенсионного фонда, либо на сайте госуслуг, либо в областном МФЦ — многофункциональном центре оказания услуг.

Только цифры

* Самый поздний срок выхода на пенсию — в 82 года — в Японии. Самый ранний — в России (60 лет у мужчин, 55 — у женщин).

* Самая крупная пенсия — у датчан (2 800 долларов в месяц). Самая маленькая — в Грузии (40 долларов в месяц).

* Самый большой процент пенсии от зарплаты — 70% — в Японии. В остальных развитых странах он составляет ровно 50% от размера заработка.

* В России на поддержание пенсионных фондов ежегодно тратится 5% ВВП, в США — 6%, в Турции — 7,8%, в Италии — 14%.

* В 1998 году количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей. К 2050 году такое соотношение ожидает всю планету.

erid: erid: