«Закрытый» и открытый » новости Екатеринбурга и УрФО

«Закрытый» и открытый

12-06-2013, 08:00
«Закрытый» и открытый
Фото:

Известный екатеринбургский кинорежиссёр Анатолий БАЛУЕВ (1946—2013) скончался 13 мая этого года. Ровно месяц прошёл… 16 мая с ним простились на родине — в селе Кочёво Пермского края, а через несколько дней после похорон последний балуевский полнометражный фильм «Звёздная пыль» вышел на экран XXII Международного кинофорума «Золотой Витязь» в Хабаровске. Уже без него.

Сорок лет назад, в 1973 году, жизнь свела меня с Анатолием Балуевым. Он пришёл в редакцию научно-популярных фильмов Свердловской киностудии после окончания киноведческого факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИКа). Поначалу была обыкновенная радость: вот пришёл свой брат-киновед, всё-таки одна вгиковская школа. Разница в возрасте несколько лет: я немного старше. Общались на уровне «Толя-Лёва». Обсуждение заявок, сценариев, просмотры снятого киноматериала. Редактор должен обладать эстетическим вкусом, аналитическими способностями, знать и понимать особенности кинематографа. У Толи все эти качества были. Он довольно легко контактировал с нашими сценаристами, режиссёрами, операторами. Был остроумен, ироничен (но без язвительности). Был требователен. На обсуждениях сценариев, фильмов высказывался прямо, открыто. Без всякой конъюнктуры. Не любил всяческих публичных деклараций. Как бы был «замкнут на самом себе». И при этом чувствовалось, что у него есть какой-то внутренний творческий потенциал. Ещё не раскрытый.

Мне кажется, он оберегал свой внутренний мир от постороннего взгляда. В этом плане был закрытым человеком. Минуя всякую жизненную суету, он открывался в своей творческой работе. Особенно тогда, когда перешёл на режиссёрскую стезю. И первой значительной вехой на этом пути стал фильм «О, велосипед!».


На съёмках фильма «О, велосипед!». Фото: Музей Свердловской киностудии.

Фильм рождался не так-то просто, в терзаниях. Поначалу сценарий назывался «Первый велогонщик мира» и посвящался Ефиму АРТАМОНОВУ, якобы в начале ХΙХ века проехавшему на «быстроноге» (так в старину называли велосипед) с Урала в Петербург. Анатолий дотошно врезался в эту тему. Изучил её скрупулёзно. Проявил настойчивость, упорство. И оказалось, что «история с Артамоновым» — миф. А фильм родился как маленькая ода велосипеду. Был найден «закадровый голос» — остроумный комментарий замечательного артиста Зиновия ГЕРДТА. Фильм живёт уже более 30 лет. Можно сказать, стал киноклассикой. Сегодня велосипед всё больше входит в повседневную жизнь. Девиз велосипедистов: «Крути педали — живи в движении» становится крылатым. А Толя и сам был заядлым велосипедистом…

Творческая жизнь Балуева полна исканий. Пробовал себя в игровом кино. Вспомним его картину «Прощание славянки» («Холм»). Не всё получалось, естественно. В искусстве вряд ли бывает сплошная «столбовая» дорога успехов. И, конечно, главное деяние Анатолия Балуева — создание целой плеяды интересных фильмов о своей малой Родине — Коми-Пермяцком крае. «Мы были дымом», «Волны», «Тупи-тап», «Быкобой», «Мам», «Серебряный конь». За картину «Быкобой» он был удостоен Государственной премии России в 2003 году. На Свердловской киностудии в разные годы снимались документальные фильмы о Башкирии, Бурятии, Туве. Но это всё-таки были единичные явления. А Балуев совершил, можно сказать, творческий подвиг, посвятив целую серию фильмов своему маленькому народу. Анатолий Балуев награждён множеством призов на международных и всероссийских фестивалях — в Екатеринбурге, Саратове, Салехарде, Ханты-Мансийске, Биаррице, Париже, Пловдиве, Будапеште…

Председатель жюри Элем КЛИМОВ (на втором плане) и Анатолий БАЛУЕВ с Гран-при фестиваля «Россия». Фото: Музей Свердловской киностудии.

Анатолий прекрасно знал музыкальную литературу. Фонограммы его фильмов поражают отменным вкусом. И, наверное, неспроста в его творческой биографии появился яркий фильм «Хор» — о знаменитом екатеринбургском детском хоре «Аврора» и хоре глухонемых детей. Не буду лукавить. Не все его фильмы я встречал сплошь восторженно. Но в каждом есть блестящие эпизоды, скажем, по монтажу.

Он не был склонен к внешней, показной риторике. Работал молча, целеустремлённо, настойчиво. И полностью открывался в своих фильмах. Вот вдруг мне попалось изречение Ингмара БЕРГМАНА: «Первый долг режиссёра — это слушать, смотреть и держать рот закрытым...» Мне кажется, этот критерий очень соответствует Толе.

Анатолий Балуев всегда выглядел моложе своих лет. И после 60 тоже. Собственно говоря, по духу он всегда оставался молодым. Энергичным, искренним, неутомимым искателем. Таким и останется в истории кино, в истории культуры, в нашей памяти.

 От редакции: Лев ЭГЛИТ — заведующий Музеем Свердловской киностудии.

erid: erid: