Архипелаг цветных островов » новости Екатеринбурга и УрФО

Архипелаг цветных островов

9-04-2014, 08:00
Архипелаг цветных островов
Фото:

В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства (МИКиЮИ, пр. Ленина, 37) открыта новая выставка «На цветных островах». Здесь зрители увидят произведения выдающегося художника-ювелира, графика и монументалиста Владимира СОЧНЕВА (1939—1998).

Выставка приурочена к 75-летию мастера. Впервые за последние 15 лет его творчество представлено публике в таком многообразии — все его «острова». Он был человеком энергичным и деятельным, ему мало было заниматься чем-то одним. Он хотел и смог охватить разные области искусства, и в этом смысле его художественное наследие действительно похоже на острова. Но, наверное, главный остров Сочнева — ювелирный. Ювелирным искусством он увлёкся в конце 1960-х годов. Постепенно художник обрёл свой ювелирный почерк, обнаружил редкий дар гармонично соединять в ювелирных украшениях разнообразные по цветовому подбору камни. Использовать камень как некое красочное пятно. Язык выразительных средств Сочнева лаконичен и прост. Прост оттого, что живописен сам камень…

Художник Владимир СОЧНЕВ. Фото: предоставлено музеем.
Первая заметка «Мотылёк на ладони» о начинающем художнике Владимире СОЧНЕВЕ и его станковой чеканке по алюминию появилась в газете «Вечерний Свердловск» в 1968 году. Спустя 5 лет здесь же, в «Вечёрке», о нём напишут как о профессионале, в руках которого оживает металл. С 1969-го по 1989-й он работал в мастерских художественного фонда РСФСР, а также в свердловском отделении предприятия «Росмонументискусство».

Нынешняя тяга к преображению и «пережёвыванию» пространства оказалась безжалостна к интерьерам советских времён, не вписавшимся в лощёные евростандарты. Витражи, росписи, панно и чеканки Сочнева, оживлявшие стены и окна турбюро, гастрономов, гостиниц, ресторанов, детских лагерей и больниц Свердловска и разных городов области, в большинстве своём разобраны, исчезли. Но сохранилась и сегодня декоративная установка Сочнева (1979 г.) на фасаде кинотеатра «Салют» — звезда, «поющая» на языке труб и флагов. А на выставке «На цветных островах» в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства можно увидеть чеканные панно Сочнева. Это и знаменитая работа 1968 года «Сказочник» (или «Дед Слышко»), фактурно раскрывающая образ мудрого горнозаводского старца, и очень выразительный, несколько шаржевый автопортрет художника (1976 г.).

«Флора и фауна». Фото: предоставлено музеем.
На другом острове творчества Сочнева живут его пейзажи, натюрморты и портреты. Привычка работать с резцом и чеканом, где без физической силы не обойтись, отразилась в технике его рисунка — в сильном нажиме карандаша. Активный контур в натюрмортах подчеркивает декоративность и плоскостность изображения («Натюрморт с инструментами», «Ботинок»). В графических пейзажах Сочнев — лирик.

Есть на выставке любопытный офорт — «Весеннее дерево», где с долей иронии, свойственной художнику, изображен мотив, знакомый любому горожанину: от дерева, растущего в ограниченном квадрате земли, отъезжает грузовик с только что срубленными ветками. Руки-ветки, будто ампутированные, продолжают сопротивляться навязанной человеком упорядоченности — растут, тянутся, устремляются во все стороны пространства. И будничная картинка открывается своим философским смыслом.

Учителем Владимира Сочнева в ювелирном деле был художник Владимир Ульянович КОМАРОВ, работавший на заводах «Русские самоцветы» и Свердловском ювелирном. Среди произведений Сочнева есть такие, где оправа преимущественно выполнена в технике филиграни, характерной для работ его учителя (к примеру, брошь «Вечерняя», браслет «Традиция»). А вот браслет «Таёжный» — одна из поздних работ (1997 г.) в серебре, яшме, моховом агате. Здесь найдена и ритмическая, и цветовая, и образная гармония. Плоский срез довольно редкого по окраске синевато-сиреневого мохового агата — центральная деталь — окно в таинственную лесную ночь, просвет, образовавшийся среди деревьев, где «деревья» – вставки-кабошоны из яшмы сдержанного, благородного хвойного оттенка зеленого.

Браслет «Таёжный». Фото: предоставлено музеем.

Камень сам по себе живописен. Но иногда Сочнев мог «поколдовать» с ним, усилить его красочные свойства. Необычайной цветовой насыщенности сердолика в кольце «Оазис» — в природе от молочного до красно-бурого — он добился, запекая камень. И маленькая нежно-голубая точка бирюзы на ярко-красном островке кольца становится прохладным озером, надеждой на спасение для путника в раскалённых песках пустыни.

Прошло 15 лет, но ювелирные произведения, созданные Сочневым, стали сегодня ещё более актуальными. Сейчас никого не пугает ни большой размер каменных вставок, ни сложные цветовые сочетания. «Монументальный ювелир Сочнев» — такое определение дали ему критики. Но монументальным, цельным и одновременно разносторонним он был во всём, чем бы ни занимался. На всех островах своего творческого архипелага.

От редакции: Юлия ИЛЬИНА — искусствовед.

erid: erid: