Такой представительной коллективной экспозиции художников, работающих в технике горячей эмали, не было в Екатеринбурге давно, а может быть, ещё и не бывало, во всяком случае в XXI веке. 10 апреля она открылась в выставочном зале Свердловского регионального отделения Союза художников (Дом художника, ул. Куйбышева, 97). Эмальерам отведён Малый зал, но выставка получилась большая. Добрая сотня плакеток и панно — горячих эмалей — плотно заняла стены и витрины. Нашлось место и признанным мастерам, и молодым.
Студент 6-го курса Института искусств Российского государственного профессионально-педагогического университета Иван БАЖЕНОВ показывает здесь своё творение из серии, посвящённой удмуртской мифологии. На деревянной доске-основе в форме рыбы плещутся «эмалевые» воды, и в них покоится чудо-рыба, а на ней — мощный бык. Видно, что силы немереной и горячего нрава. Его зовут Муош, он держит на рогах весь мир. Горячая эмаль очень подошла для воплощения мифологического быка-титана, а сам он полноправно вошёл в тему выставки под названием «Были и небыли». Войдёт и в дипломную работу Ивана.
На выставке художников, работающих с горячей эмалью, представлены работы екатеринбуржцев (подавляющее большинство), их коллег из Ревды и Ярославля. Эта экспозиция в Доме художника — своеобразная презентация двух поколений эмальеров: учителей и учеников. Среди участников — известные мастера, как, например, Борис КЛОЧКОВ, Вера КОСЬЯНКОВСКАЯ, Инна ЛЕМАНОВА, и молодые. Им и преподают эти профессионалы в Уральской архитектурно-художественной академии (УрГАХА) и Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ).
За 2 часа до вернисажа студенты-дипломники РГППУ Мария БАРСУКОВА, Даша ШИШОВА, Маргарита КАЛИНИНА и Иван Баженов завершали развеску «соборной» выставки, расклеивали этикетки с именами и названиями. Они и провели для ВЕ первую экскурсию по выставке.
Мария Барсукова показала нам крупную, колоритную лоскутно-пёструю птицу — мудрую сову, которая что-то такое видит и знает, нам неведомое. Свою горячую эмаль Маша назвала «Страж осени». А чуть дальше на стене — совсем другой мотив: лирический, но тоже «горячий». И совы, и блондинка над книгой войдут фрагментами в панно в технике горячей эмали — дипломную работу. А серьги-совушки в ушах Марии — не для диплома, но это тоже горячая эмаль и тоже её собственноручная авторская работа.
Рита КАЛИНИНА увлечена сейчас «мужской» темой. В этих эмалях строгий цвет, строгие линии, как и подобает военным кораблям. Её диплом посвящён 100-летию Первой мировой войны, и это будет не эмалевый эсминец, а… платье. Художественный текстиль, тематически расписанный Ритой и украшенный соответствующими эмалевыми вставками.
Издали деревенский пейзаж кажется акварелью — так прозрачны и нежны его цветовые переходы-переливы. Но акварели на «эмалевой» выставке не место. Пейзаж — тоже горячая эмаль работы Дарьи ШИШОВОЙ. А дипломная работа Даши воспроизведёт образы Нартского эпоса, бытующего в Северной Осетии и среди других народов Северного Кавказа. Горячие эмали представят его древние, как мир, сюжеты и мифологических героев — бесстрашного воина Урызмага, мудрую и романтичную женщину Шатану…
Горячая эмаль до 4 мая будет удивлять зрителей своими «Былями и небылями», вход для всех свободный. Реалии жизни, мифы, сказки, фантастические сюжеты — горячей эмали эти темы одинаково подвластны, потому и называется выставка: «Были и небыли». Старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства РГППУ, член Союза художников РФ Инна ЛЕМАНОВА рассказала ВЕ, что эта выставка — дебют не только для студентов, но и для творческой группы эмальеров «Э.mix», участники которой — студенты и выпускники вуза, и даже «люди со стороны». Выставка стала своего рода первым творческим отчётом, который поддержали и помощью, и своим участием в экспозиции именитые эмальеры.