«Сквозь волнистые туманы…» » новости Екатеринбурга и УрФО

«Сквозь волнистые туманы…»

15-05-2014, 08:00
 «Сквозь волнистые туманы…»
Фото:

А всё-таки не зря природа подарила нам туманы, сколько бы их ни проклинали автомобилисты и лётчики. Туман как состояние поэтического транса. Особая романтическая дымка, которая вдруг окутывает нашу привычную обыденность, превращая её в мифическую сверхреальность. И люди, погружённые в неё, становятся значительнее, загадочнее. Они будто бы смотрят на мир иным взглядом, замечающим то, что раньше было недоступно.

Примерно такие чувства меня охватывают всякий раз, когда встречаюсь с работами екатеринбургского художника Игоря БУШУЕВА, погружаюсь в его «волнистые туманы», где он сам — и свет, и проводник, а не луна, как в пушкинских строчках. И на новой недавней встрече — тоже. Его персональная выставка открылась в Выставочном зале регионального отделения Союза художников (Дом художника, ул. Куйбышева, 97). Художник рассказал ВЕ перед вернисажем:

— На этой выставке мне захотелось показать работы разных жанров и тем. Портреты — моих коллег, друзей и тех, кого не видел никогда, но чьё творчество люблю. Рядом с ними — композиции с Коломбинами и Арлекинами, карнавальные фантазии с людьми и масками, с людьми в масках. Дополнил «мифологией» — «Харитами», «Художником из Толедо», а натюрмортами «приправил»…

Игорь БУШУЕВ на своей персональной выставке. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

На персональной выставке Игоря БУШУЕВА в Доме художника представлено около 30 его работ. Все они созданы в узнаваемой творческой манере, которая отличала работы живописца уже с его экспозиционных дебютов. Бушуевское сфумато — дымка, окутывающая лица и предметы, создающая воздух вокруг них, — создаёт задумчивое настроение, которое неизменно передаётся зрителям. В этом плане наиболее характерна работа «Чета Грин. Старый свет». Фигуры автора вдохновенных «Алых парусов» и его нежной подруги так точно вписаны в подёрнутый влажной зеленоватой дымкой пейзаж, что кажутся материализовавшимся воспоминанием или мечтой. Они исполнены в манере, наиболее близкой литературному стилю самого Александра ГРИНА.

На картине Александр ГРИН и его любимая кажутся тенью мечты. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Уплывающим от жизни в бананово-лимонный Сингапур, отгородившимся от мира призрачным зеркалом сцены предстаёт на другой картине Александр ВЕРТИНСКИЙ — Пьеро русской эмиграции… Возникает ощущение, что художник предельно осторожно прикасался кистью к холсту, настолько легки его мазки, эти его касания.

«В бананово-лимонном Сингапуре» — одна из песенок Александра ВЕРТИНСКОГО. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Выставка получилась живой и увлекательной. Даже в привычном жанре натюрморта Игорь Бушуев на этот раз продемонстрировал, какой разнообразной и непредсказуемой может быть «тихая жизнь» запечатлённых предметов. Меня, к примеру, привлекла работа «Мозаичисты». Здесь место классических натюрмортных фарфоровых чайников и фруктов на блюде заняли коробки со смальтой, банки с мастиками и сам пурпурный пласт уже выложенной мозаики, таинственно мерцающий и переливающийся. Кажется, руки мозаичистов только-только оставили работу-священнодействие над этим вечным творением. Вечным, потому что мозаика, которая рождается из цветных кусочков стекла, обречена многократно пережить мозаичистов…

Возможно, когда Игорь Бушуев создавал это полотно, он размышлял и о своей собственной судьбе художника.

«Коломбина» из карнавальной серии. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Ему довелось попробовать себя во многих сферах изобразительного искусства. Родившись в «насквозь» художественной семье (его родители — заслуженные художники России Людмила СГИБНЕВА и Владимир БУШУЕВ), Игорь был просто обречён рано или поздно встать за мольберт. Его игрушками в детстве были не солдатики или машинки, а кисти и банки с красками. Так что неудивительно, что, получив столь мощный художественный бонус уже на старте, Игорь Бушуев не остановился на одной живописи. Осваивал техники витражей и мозаики, резьбу по дереву и фрески. Вполне успешно занимается скульптурой, расписывает церкви, создаёт архитектурные проекты. И всё-таки живопись остаётся его вечной спутницей. А любая из его работ — это шаг на пути познания этого мира. Каждая сродни философскому эссе, в котором бьётся пытливая мысль, реализуется прихотливая фантазия. Отец Игоря, известный екатеринбургский художник Владимир Яковлевич Бушуев, поделился с ВЕ своим впечатлением:

— Мне нравится то, что делает Игорь. Эта выставка получилась у него цельной, гармоничной. В ней нет диссонансов. Работы ведут между собой напряжённый диалог, им вообще есть о чем поговорить. И зрителям, думаю, найдётся пища для размышлений и радость для взгляда.

На вернисаже в Доме художника собралась вся семья. Династия Бушуевых-Сгибневых — это один из наиболее значимых художественных феноменов уральской столицы. Старшее поколение, Людмила Михайловна Сгибнева и Владимир Яковлевич Бушуев, продолжают осваивать всё новые и новые темы и пространства, пополняя своими работами известные собрания живописи. Среднее поколение — Игорь и его жена Лариса, архитектор — находятся в расцвете своих творческих сил. И младшие из династии Антон и Ксения уже вышли на экспозиционные «подмостки».

От редакции: Светлана ДОЛГАНОВА — искусствовед.

erid: erid: