Задевая струны души… » новости Екатеринбурга и УрФО

Задевая струны души…

16-11-2011, 08:00
Задевая струны души…
Фото:

Голос композитора, создающего академическую, серьёзную музыку, сегодня слышат, увы, не многие. Чтобы быть услышанными, некоторые предпринимают разные, порой экстравагантные, имиджевые ходы. Другие склонны оставаться «неформатом», продолжая творить для себя и узкого круга элитарной публики. Но есть и другой путь, который давно избрал для себя замечательный композитор Леонид Гуревич: раскрывая собственную индивидуальность, быть коммуникабельным в творчестве, стремиться к диалогу со слушателем. Это творческое кредо приносит ему успех в течение 50 лет профессиональной деятельности.

Леонид Иосифович Гуревич родился и вырос в Баку. Учился в Бакинской консерватории, в классе композитора Кара КАРАЕВА, который, в свою очередь, был учеником великого ШОСТАКОВИЧА. Дарования Леонида Гуревича глубоко раскрылись в Свердловске-Екатеринбурге — как композитора, как превосходного педагога, исследователя, автора масштабного труда «История оркестровых стилей» и, конечно, как организатора. Уже многие годы он возглавляет Уральское отделение Союза композиторов России.

Два юбилейных авторских концерта, что состоялись в Концертном зале им. Лаврова и в Уральской консерватории им. Мусоргского, не смогли, конечно, охватить всё многообразие творчества композитора. Но в памяти осталось ощущение необыкновенной полноты впечатлений. Простодушные мелодичные детские песни, лёгкие, изящные, стилизованные под старину «Павана» и «Менуэт», лирико-философское откровение на стихи ЛЕРМОНТОВА «Суровый край свободы» — вот лишь некоторые и очень разные грани творчества уральского автора, раскрывшиеся в юбилейные вечера.

Но есть важная смысловая, объединяющая «нота» в музыке Леонида Гуревича. Это теплота и проникновенность лирического чувства, причём выраженная очень естественно. Вообще, в его музыке мы практически не услышим каких-то крайних эмоциональных проявлений. В ней раскрывается человек с гармоничным мироощущением, способный находить гармонию в самом себе и в окружающем мире.

Лирическая сущность дарования композитора тонко раскрывается в миниатюрах. Например, в «Вальсе–элегии» для оркестра народных инструментов, который прозвучал в первом авторском концерте. Его удивительно проникновенная мелодия — одна из счастливых композиторских находок Леонида Гуревича. Кстати, тот первый концерт под романтическим названием «Задевая струны души» автор целиком посвятил музыке для оркестра народных инструментов. Главным его действующим лицом стал оркестр «Звёзды Урала» под руководством заслуженного артиста России Юрия КРАВЧУКА.

Концерт в зале Уральской консерватории проходил под знаком именитого камерного оркестра B-A-C-H (дирижёр — заслуженный артист РФ Алексей ДОРКИН). Были исполнены сочинения, созданные композитором в последние годы и основанные на еврейском фольклоре. Это, прежде всего, «Клезмер-фантазия», прозвучавшая в исполнении заслуженной артистки России Софьи УМАНСКОЙ, и «Зовы любви» — пять еврейских песен для меццо-сопрано, баритона и струнного оркестра (солисты — Марина ДЕМИДОВА и заслуженный артист России Юрий ДЕВИН). Образ странствующего музыканта — клезмера — оказался удивительно близок композитору. А о замысле «Зовов любви» сам композитор высказался так: «Мне очень хотелось противопоставить его тому засилью дешёвых, легковесных обработок еврейского фольклора, которые получили у нас распространение в последнее время. Мною владело желание облагородить, окультурить известные мелодии. Важно отметить, что это академическая музыка, и в ней не просто преломляются черты еврейского фольклора, а ещё и предпринимается попытка «пропустить» его через интонации русской лирической песни и романса».

«Музыку просто надо уметь слушать и что-то при этом чувствовать», — сказал однажды Гия КАНЧЕЛИ. Далеко не всегда, к сожалению, внимая произведениям современных авторов, получается «что-то чувствовать». Когда слушаешь музыку Леонида Гуревича, это происходит в полной мере.

Наталия ИВАНЧУК.

На фото: Композитор Леонид ГУРЕВИЧ.

Фото из альбома юбиляра.

erid: erid: