Улыбка Бонифация и гоголевский смех » новости Екатеринбурга и УрФО

Улыбка Бонифация и гоголевский смех

1-10-2014, 08:00
Улыбка Бонифация и гоголевский смех
Фото:

Самый знаменитый в нашей стране лев — конечно, Бонифаций. Герою мультфильма «Каникулы Бонифация» Фёдора ХИТРУКА по сказке чешского писателя Мирослава МАЦОУРЕКА в будущем году исполняется 50 лет, а он всё так же молод, и его обожают дети и внуки тех детей, что полюбили его почти полвека назад. Улыбающегося льва с роскошной гривой, артиста цирка, «озолочённого» призами множества кинофестивалей, создал художник Сергей АЛИМОВ. Но 26 сентября Сергей Александрович приехал в Екатеринбург не в связи с предстоящим юбилеем своего самого популярного персонажа. В этот день в Выставочном зале Свердловского регионального отделения Союза художников РФ (Дом художника, ул. Куйбышева, 97) открылась его персональная выставка — 40 иллюстраций к поэме ГОГОЛЯ «Мёртвые души».

На пресс-конференции в информационном центре ТАСС-Урал гостя — народного художника РФ, действительного члена Российской Академии художеств, профессора ВГИКа и главного художника Центрального театра кукол им. С. В. Образцова — нам представили председатель Свердловского регионального отделения СХ РФ Сергей АЙНУТДИНОВ, искусствовед и художник Александр СТЕПАНОВ и Ольга ПРОШКИНА (Москва), референт и куратор Урало-Сибирского региона Союза художников России. А о своём творчестве Сергей Александрович Алимов рассказывал сам…

Перевод классика в визуальный текст — задача для художника нескончаемая, вне зависимости от успешности результата. И, наверное, её нескончаемость находится в прямой зависимости от таланта графика. Этот талант требует возвращения, продолжения, погружения в глубину снова и снова. Во всяком случае, у одного из выдающихся графиков современности Сергея Алимова отношения с гоголевской поэмой «Мёртвые души» складываются именно так. Сергей Александрович ничего о своём таланте не говорил (зато о нём неизбежно говорят те, кто знаком с его творчеством), а вот о Гоголе сказал:

— Сколько раз я перечитывал «Мёртвые души»? Не считал. Просто на моём столе эта книга рядом всегда. Помните, у Пушкина: «Как мысли чёрные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро»…» Так вот у меня для такого случая не Бомарше, а Гоголь. Мой дед, художник, ученик Валентина СЕРОВА, с детства сделал мне эту гоголевскую «прививку». Вот с тех пор… «Вечера на хуторе близ Диканьки», повести из «Невского проспекта» — «Нос», «Портрет»… Всё это я иллюстрировал, Работать с Гоголем — радость, и счастье, и трепетное дело.

Впервые Алимов взялся за работу над «Мёртвыми душами» в 1971 году — рисунки в карандаше. Вышла книга с этими иллюстрациями. Прошло время, и художник снова вернулся к поэме, в другой технике — литографии, открывшей иные возможности выразительности образов и метафор.

Чичиков — персонаж ГОГОЛЯ и АЛИМОВА. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

«Казалось тогда: вот то, что я хотел! Всё! Сделал!..»

Но нет. Сергей Александрович снова вернулся к любимым страницам. И сделал сорок новых иллюстраций, на сей раз в шелкографии — технике художественной трафаретной печати, которая позволила художнику достичь особой глубины тона и яркости контрастов. Чёрно-белые «Мёртвые души» 2013 года рождения получились экспрессивными, по-гоголевски рельефными. Их мы и видим на персональной выставке Сергея Алимова — участника нашего фестиваля «Урал-Графо». Гоголевская поэма переведена на язык графики постранично: от колеса, которое то ли доедет до Москвы, то ли нет по российской беде-дороге, до бегства героя из губернского города N всё по тем же ухабам. Размечтавшийся Манилов, словно воспаривший прямо с балкона, из-за стола с самоваром ввысь. Рьяный Ноздрёв с собаками, которые симпатичнее хозяина, несмотря на оскал острых морд. Собакевич в сюртуке, повернувшийся к нам всей внушительной спиной — самой выразительной частью своего медвежьего организма. Плюшкин, так похожий одновременно и на Кощея Бессмертного, и на Бабу-Ягу, что Чичиков не сразу разобрался, баба или мужик перед ним. Сам Чичиков с загадочной тонкогубой улыбочкой — пухлощёкий демон…

«Спас Полунощный» Василия и Любови АНЦИФЕРОВЫХ (Екатеринбург). Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

А вот с улыбкой льва Бонифация, к которому мы вернулись в финале разговора, проблем не возникло. Больше трудов потребовала от художника его особо пушистая грива, придававшая льву «человечный образ». Множество мультфильмов, спектаклей, более ста книг на счету Сергея Алимова — САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, ГОФМАН, РАСПЭ, БУЛГАКОВ… И снова Гоголь, и опять Гоголь. Кстати, с «Мёртвыми душами» приключилась история, почти гоголевская. Сергей Александрович её не вспоминал, но о ней написал в одной из публикаций 2013 года к 75-летию художника его друг, журналист Юрий РОСТ. На Франкфуртской книжной выставке украли картину, и это был лист из иллюстраций к «Мёртвым душам» Сергея Алимова. Надеюсь, на екатеринбургской выставке такого признания от благодарных зрителей творчество Алимова не получит.

В тему

Графики «оригинальничают»

Одновременно с персональной выставкой в Малом зале Дома художника открылась ещё одна экспозиция II биеннале-фестиваля «Урал-Графо». Здесь представлены акварель, гуашь, карандашные рисунки, работы, выполненные фломастером и даже шариковой ручкой. Это выставка в фестивальной номинации «Оригинальная графика» — оригиналы, существующие в единственном экземпляре, не тиражируемые.

Часть номинантов уже с 5 сентября экспонируется в Доме-музее Д. Н. Мамина-Сибиряка (ул. Пушкина, 27). В оригинальной графике выставлены 24 осенних сюжета 20 авторов из Екатеринбурга, Красноярска, Нижнего Тагила, Санкт-Петербурга… А выставочное пространство Свердловского отделения Союза художников РФ приняло оригиналы «оригиналов», не ограниченных сезонной тематикой. Здесь и реальные пейзажи, и сказочные персонажи, и иллюстрации к литературным произведениям. Вход в Дом художника на выставки Сергея Алимова и оригинальной графики — свободный.

erid: erid: