Художник придумал фильм… » новости Екатеринбурга и УрФО

Художник придумал фильм…

17-09-2011, 08:00
Художник придумал фильм…
Фото:

Что остаётся от фильма потом, после того, как его показали? Слегка перефразированный вопрос из песни Владимира ВЫСОЦКОГО к «Алисе в Стране чудес» можно адресовать и спектаклю. Что остаётся от театральной постановки, когда она сходит со сцены? Ответ даёт новая экспозиция в Доме художника (ул. Куйбышева, 97). Вернисаж состоялся 15 сентября, посмотреть выставку можно в течение месяца бесплатно.

Действительный член Российской академии художеств, народный художник России, член Российской академии кинематографических искусств Сергей АЛИМОВ был на вернисаже не только почётным гостем из столицы, но и участником выставки. Театральный художник, художник и режиссёр анимационных фильмов, график, он представил здесь эскизы к знаменитому мультфильму режиссёра Фёдора ХИТРУКА. На ярких цветных гравюрах несётся поезд по изящному акведуку, везёт циркового льва к бабушке в Африку… «Каникулы Бонифация» знают все — от мала до велика. Его, к счастью, ТВ показывает очень часто. В отличие от другого мультика, эскизы к которому тоже есть на стенах выставочного зала, — «История одного города. Органчик». Придуманный, нарисованный, населённый и одушевлённый художником город Глупов беспощадного писателя Михаила САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА на телеэкране не виден.

— Фильмы стареют. Спектакли уходят из репертуара. Но остаётся то, с чего начинался их путь на экран или сцену, — эскизы художника, куклы, костюмы, где запечатлён образ фильма или постановки. Художник начинает первым и остаётся последним, не исчезающим. Эти творческие работы самоценны, самодостаточны, продолжают свою жизнь, уже отдельную от другого искусства, ради которого рождались…

Так считает Сергей Алимов, и его вернисажный спич подтверждается выставкой со всей очевидностью. Председатель Екатеринбургского отделения Союза художников РФ, художник анимационного кино и график Сергей АЙНУТДИНОВ рассказал, что на масштабной, не бывалой у нас межрегиональной выставке представлены 200 работ почти сотни художников театра и кино из Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Серова, Кургана, Челябинска, Тюмени, Уфы, Перми и Ярославля. Театральные и анимационные куклы; костюмы, в которых выходили на сцену артисты; эскизы к мультипликационным фильмам, выполненные в самых разных техниках… Например, эскизы самого демиурга выставки Айнутдинова (он про это не говорил, сами увидели) к анимации по мансийским сказкам созданы в совершенно не традиционной для подобного рода эскизов тонкой и многотрудной технике: офорт, сухая игла. У этого «Волшебного пояса» экранная судьба состоялась. Но как же много потенциально замечательных (видно по рисункам) анимационных фильмов мы не увидели и, наверное, не увидим.

Эскизы художников, не воплощённые в фильмы, заставляют сожалеть о «неоживлении» («Гаргантюа и Пантагрюэль», «Альтист Данилов», «Записки у изголовья»…) и радоваться, что это кино нам сейчас показывают на стенах. Новой и «чудесатой» Страной чудес стали бы на экране рисунки Валерия КОЖИНА (Москва) к «Алисе» Льюиса КЭРРОЛЛА. В невыразимый, казалось бы, мир Франца КАФКИ мы реально вошли бы, охваченные озарениями, превратись в кино эскизы москвички Екатерины ГАВРИЛОВОЙ к «Превращению» и «Замку»…

На вернисаже было много екатеринбургских театральных художников — и работами, и лично: Юлия СЕЛАВРИ, Анатолий ШУБИН, Владимир СМЕЛКОВ, Сергей АЛЕКСАНДРОВ. Главный художник академического Театра музыкальной комедии Сергей Александров стал прямо-таки бенефициантом выставки. Манекены, одетые в костюмы героев мюзикла «Мёртвые души», сопровождали нас по всей экспозиции. А вот «Белой гвардии» пока суждено жить только в макете Александрова: белая стужа, белое пространство, «освещённое» витражными ширмами и люстрой в стиле модерн…

Как бы ни складывалась (не складывалась) судьба фильма, спектакля, которые придумал художник, ему не запретишь придумывать и рисовать. В удовольствие, в стол, для себя. Оказалось, и для нас.

erid: erid: