Экран — «причал» военного моряка » новости Екатеринбурга и УрФО

Экран — «причал» военного моряка

9-01-2013, 08:00
Экран — «причал» военного моряка
Фото:

Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии, екатеринбургский кинорежиссёр и оператор Анатолий СТРЕМЯКОВ в конце 2012 года отметил 80-летний юбилей.

…Помню, когда в начале 1970-х годов Анатолий Степанович Стремяков появился на Свердловской киностудии, то уже тогда он производил впечатление человека сложившегося, бывалого, имеющего приличный жизненный опыт. Так и оказалось на самом деле. Родился и окончил среднюю школу в Сибири. Был разнорабочим, слесарем. Учился в Николаевском военно-морском минно-торпедном авиационном училище. Служил на Северном флоте… Ну а как же кинематограф оказался на его «жизненной орбите»? Сам Анатолий Степанович объясняет, что толчком к кино послужила его военная специальность — аэрофотограф.

Оставив военно-морскую службу по здоровью, он стал списываться с разными киностудиями, искать работу по специальности. Приглашали на «Мосфильм», в цех комбинированных съёмок. На «Моснаучфильме» предлагали должность ассистента оператора. Но местом первого «причала» стала кинолаборатория университета в Горьком. Здесь набирался профессионального опыта. Затем были Горьковская студия телевидения и Казанская студия кинохроники.

Заметной вехой в творчестве Анатолия Стремякова стало участие в работе над документальным фильмом «Жизнь — песня» о Герое Советского Союза поэте Мусе ДЖАЛИЛЕ. Кстати, начинала этот фильм режиссёр Юлдез КАРАМЫШЕВА на Свердловской киностудии. Снимали его операторы Сергей ГАВРИЛОВ и Игорь ПЕРСИДСКИЙ. Но затем производство фильма переместили в Казань, и здесь операторскую эстафету подхватил Анатолий Стремяков. Значительным достижением стал документальный фильм о выдающемся мордовском скульпторе Степане ЭРЬЗЯ. Режиссёр Владимир СТРЕЛКОВ и оператор Стремяков прекрасно раскрыли в картине творческую суть всемирно известного мастера. Анатолий так «заразился темой», что сам стал заниматься резьбой по дереву. И, конечно, нельзя не вспомнить очень тонкий, лирический документальный фильм «Я снова дома», в котором автор-оператор искренне, с большой теплотой рассказал о родном доме, о родителях. Помню, как эти картины мы обсуждали в своё время на семинаре по современному фильму во ВГИКе. Вгиковская студенческая аудитория была остра на язык, но названные ленты встретила очень хорошо.

Стремякова всегда тянуло неизведанное. С 1970 года по 1973-й он работал на Восточно-Сибирской студии кинохроники в Иркутске. Огромный, могучий край, интереснейшие поездки, люди — всё привлекало кинематографиста. В 1973 году Анатолий Стремяков снял цветной документальный фильм «Байкал зимой». Цветной обработки киноматериалов в Иркутске не было. И печатать фильмокопию оператор приехал в Свердловск. Понравился город. Понравилась студия, имевшая тогда большой творческий потенциал. И Анатолий Степанович остался на Урале навсегда. Здесь, на Свердловской киностудии, он осуществил давнишнюю мечту — снял масштабную картину о Сибири. За фильмы «Это Сибирь», «Урал — металл — наука», «Красноярцы» Анатолию Степановичу Стремякову в 1981 году была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых.

Кинематограф на пульсе знания, открытия, образования — такой кинематограф всегда интересовал и интересует Анатолия Стремякова, кинорежиссёра и оператора.

erid: erid: