Из жизни сарафанов, берёзы и черемухи » новости Екатеринбурга и УрФО

Из жизни сарафанов, берёзы и черемухи

30-01-2015, 08:00
Из жизни сарафанов, берёзы и черемухи
Фото:

Двадцать шелкографий оживили во «плоти» листов бумаги, казалось бы, неодушевлённое. Предметы, деревья, улочки Кунгура, деревеньку со смешным названием Колупаево, явили даже ангелов. Графические серии «Путешествие», «Пермские боги», диптихи из живого растительного финала берёзы и черёмухи представлены сейчас в зале Свердловской региональной организации Союза художников РФ (ул. Куйбышева, 97). А серия, где персонажами стали шесть узорчатых сарафанов, дала название всей выставке — «Матрёнин день».

Имена авторов этой дуэтной персональной выставки давным-давно неразделимы и жизнью (супруги), и творчеством: Василий и Любовь АНЦИФЕРОВЫ. На вернисаже 27 января друзья-коллеги поздравляли обоих. Василий Григорьевич в 2015-м отметит юбилейный день рождения. Это будет осенью. Любовь Геннадьевна встретит юбилей профессионального вступления на стезю художества после окончания Свердловского художественного училища. Это будет весной. Вместе как художники Анциферовы работают 20 лет. Круглая дата пришлась на 2014-й, это уже было. А их новый «Матрёнин день» будет открыт до 15 февраля. Вход в Дом художника, как всегда, свободный.

Техника шелкографии и мастерство позволили Василию и Любови АНЦИФЕРОВЫМ осветить мягким белым светом «витражное» сплетение веток деревьев, «черноокий» ангельский взгляд, солнечность на околице деревни и на сенокосе. Высвечивать, как ни парадоксально, даже темноту теней — ярких утренних и вечерних, спокойно становящихся глубокой чернотой.

Лаконичный цветовой дуэт в дуэтном творчестве художников не выглядит колористической скупостью именно благодаря их виртуозному владению светом. Чёрный и белый и сами по себе прекрасны, и в определённых графических решениях им часто хватает собственной выразительности. Но здесь Анциферовы представляют иную тему — лирическую и эпическую одновременно, сокровенную, и свет усилил контрастность, открыл неожиданно тонкие оттенки в чёрно-белой классике, впустил живую глубину в плоский бумажный лист.

«Свет как явленная драгоценность, невесомая духовная субстанция — главная пластическая и смысловая идея выставки Любови и Василия Анциферовых. Художники исследуют границы графических возможностей, выявляют живописную основу чёрного и белого цветов. Их волнует способность света словно «обнажать» глубокие пласты памяти — историю своего рода, забытые архаические ритуалы…» — это авторитетное суждение специалистов, искусствоведов Тамары ГАЛЕЕВОЙ и Маргариты ГЛАВЧЕВОЙ во вступительном печатном слове к выставке предваряет зрительское знакомство с ней.

…В деревне Колупаево деревьев больше, чем домов. И сами деревянные домики на листе отрешились от статуса скудной деревенской недвижимости, проявили сущность под кронами деревьев как родственная часть этого мира флоры. Живого мира. Две части финала жизни берёзы в диптихе её имени. Жизнь ещё трепещет последними опадающими листьями. В композиции шелкографий о берёзе листики с резными краями взяты, как в кино, крупным планом. Знаки последних вздохов дерева, от которых не тает первый снег. В диптихе «Черёмуха» верхние ветки упрямо упираются в землю, словно пытаются подняться. Черёмуха давно отцвела, светлы в темноте её «слёзы» — прихваченные морозом, побелевшие «капли»-листья.

Серия «Путешествие» родилась в Пермском крае, где, в свою очередь, родился Василий Анциферов. И два «портрета» ангела («Пермские боги») тоже оттуда, сразу вспоминается экспозиция знаменитой древней деревянной скульптуры в залах Пермской художественной галереи. Крылья этого ангела почти не видны, зато глаза под сросшимися чёрными бровями смотрят не по-ангельски строго, но по-ангельски сострадательно, с пониманием нашего чёрного, нашего белого. А шесть разных сарафанов, словно шесть древних убежищ — таких уютных и в то же время основательных. Они без той женщины, что их носила. Но хранят тепло и абрис фигуры живой, крупной, красивой, как сами сарафаны, хранительницы очага. Женский сарафан «древен и дивен» — монумент из ткани, надёжные одежды для надежды родного дома.

Сарафаны живут в серии «Матрёнин день». И вся выставка — под тем же именем, напрямую связанным с белым светом, которым так полны эти шелкографии. В Матрёнин день по старинному русскому обычаю встречают во второй половине ноября белый снег на всю зиму. Матрёнин снег по-новому освещает мир. А ещё Матрёна — дорогое имя для Василия Анциферова. Это имя его мамы.

Кстати

«Урал-Графо» наградил графиков

«Матрёнин день» продолжает череду персональных и сборных выставок графиков II Открытого Всероссийского биеннале-фестиваля «Урал-Графо». А вот конкурсные фестивальные выставки произведений в разных техниках и номинациях завершились итоговой экспозицией лучших работ. Работа этой коллективной выставки подошла к финалу.

В день вернисажа Анциферовых, 27 января, но двумя часами раньше в Большом зале Дома художников на её фоне состоялось торжественное награждение лидеров фестиваля. Это дипломы Свердловского регионального отделения Союза художников РФ и дипломы от всех организаторов, включая Союз художников России и Российскую академию художеств — за содействие развитию графического искусства, за успехи в творчестве. Всем вручён отлично изданный объёмный каталог (настоящий художественный альбом) фестивальных работ. Награждены и мастера, и молодые, и академики, и те, кто в начале пути: 32 художника из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Уфы, Магнитогорска, Омска, Тюмени, Ижевска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ишимбая, Челябинска и Красноярска. Среди особо отмеченных информационных партнёров «Урал-Графо» и наша газета. «Вечерний Екатеринбург» получил благодарственное письмо и диплом от организаторов фестиваля, каталог второго биеннале тоже есть теперь в редакции ВЕ.

erid: erid: