Настоящий кузнец и Золушка из сказки » новости Екатеринбурга и УрФО

Настоящий кузнец и Золушка из сказки

3-02-2015, 08:00
Настоящий кузнец и Золушка из сказки
Фото:

Восемь малоизвестных картин выдающегося екатеринбургского художника Анатолия КАЛАШНИКОВА (1947—2012) теперь станут известными. Выставка его произведений представлена в Художественном музее Эрнста Неизвестного (ул. Добролюбова, 14).

Вернисаж состоялся 30 января и собрал многих друзей Анатолия Александровича — художников, искусствоведов, музейщиков. А за пару часов до торжественного открытия мы встретили на выставке самых близких его людей, которые предоставили музею эти картины из семейного собрания и вместе с сотрудниками музея во главе с директором Ириной ГРЕХОВОЙ готовились к встрече гостей. Дочь художника Александра КАЛАШНИКОВА работала кисточкой, покрывала даммарным лаком фрагменты одного полотна: «Чтобы ярче проявился тон, было глубже звучание красок…» На этом портрете из 1980-х годов известная персона — кузнец Александр ЛЫСЯКОВ в отблесках огня, не с молотом, а с молоточком, за тонкой работой, когда из раскалённого куска железа рождается узкое лезвие клинка или, может быть, расцветает роза. А на первом плане картины «Золушка» живые розы в прозрачной вазе увядают, роняют лепестки. Сказка кажется бесконечной — так много в ней персонажей, так много красок, но чудо Золушкиного бала вот-вот исчезнет. И не исчезнет никогда на этой картине.


Александра КАЛАШНИКОВА готовит к вернисажу картину отца. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Дочь Анатолия Александровича КАЛАШНИКОВА тоже стала художником, окончила, как и отец, живописно-педагогическое отделение Художественного училища им. И. Шадра. Перед вернисажем Александра рассказала нам:

— Мой самый главный учитель — отец. Я не занималась ни в детской художественной школе, ни в изостудии. Это папа с самого детства показывал мне художественные альбомы, которых дома множество, — ПУССЕНА, ПИКАССО, РЕМБРАНДТА… Старался привить чувство цвета, развить вкус. Здесь есть мой портрет того времени: качаюсь на качелях, а папа меня рисует…

А «Золушка» — любимая картина на выставке Ларисы КАЛАШНИКОВОЙ, вдовы художника. Лариса Ефимовна снова остановилась рядом с этой сказочной живописью. Не по сюжету сказочной, история здесь просто стала реальностью другого времени, потому и лица видим, как сквозь дымку. По живописи — сказка, по особому пластическому языку, узнаваемому и пленительному. Анатолий Александрович легко, играючи преодолевал границы времени и пространства. Не был сказочным принцем, не танцевал на балу с таинственной незнакомкой в числе торжественных пар, не слушал виолончельную игру и скрипочку амуров, но понимал и точно знал, какие они. Он умел включаться в приключения воображения и сыграл эту сказку виртуозно.

Малоизвестная «Золушка» напомнила о широко известном цикле «Венецианский карнавал», созданном Анатолием Калашниковым совместно с Мишей БРУСИЛОВСКИМ, — ярком, фантазийном, «играющим» с достопримечательностями Венеции. Теперь эти картины в собрании екатеринбургского Музея изобразительных искусств, как и многие другие работы Калашникова. Его произведения есть в музеях Москвы, Челябинска, Перми, Красноярска, в частных коллекциях России, Чехии, Канады, Германии, США… Кстати, «венецианский» соавтор Брусиловский уже был участником музейного проекта «Современное изобразительное искусство. Уральский депозитарий». Теперь настала пора Калашникова, к сожалению, без него.

«Утиная охота». Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Жизнь картин продолжается. Вот два гусара («Романс», 1990 г.) — красивые, свободные, они вспоминают минувшее счастье битв и любви при свечах, под добрый бокал вина и переборы гитары. Светло и непечально. А тигр (2000 г.) с хитрой мордой вдруг вышел за пределы зоопарковой клетки. Вертикали решётки ещё перекликаются с полосками на оранжевой шкуре, но уже не могут помешать опасной мягкой поступи зверя, который так саркастически усмехается. Увлечение художника охотой отразилось в образе молодого стрелка в красном камзоле XVIII cтолетия («Утиная охота», 2000 г.) — тоже с иронией, с улыбкой. Все утки здесь целы, летают и плавают беспечно, не боясь, «позируют» тихому наблюдателю, а его удачные выстрелы если и грянули, то разве что в мечтах.

Творчество Анатолия Калашникова — сейчас и о том, что знают многие, — перемещает нас из века в век, из страны в страну, разговаривая живописными средствами на языках всего мира своим собственным полифоническим «голосом». В библейские и античные времена. На новой выставке тоже представлен один из вариантов (2009 г.) известного «Похищения сабинянок». В Монголию — цикл «Страна Темуджина». В США — монументальное полотно «Перегон скота в штате Монтана», которое в прошлом году екатеринбуржцы могли видеть в ЭКСПО-Центре. Эту работу высоко оценил наш всемирно известный земляк, живущий в Нью-Йорке, скульптор Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ, в музее имени которого мы и встречаем в эти дни «неизвестного Калашникова».

Выставка названа музейщиками «Гармония души». Все, кто знал и любил Анатолия Александровича, помнят его как светлого, благородного человека, умеющего внести в мир собственную гармонию. «Гармония…» открыта до 5 марта. В экспозиционном пространстве «уральского депозитария» она сменила выставку редких графических работ Геннадия МОСИНА. Так не случайно получилось, что и в жизни, после кончины великого художника, с 1984 года до своих последних дней Анатолий Калашников работал в бывшей мосинской мастерской.

erid: erid: