Львы и мальва — нам на память » новости Екатеринбурга и УрФО

Львы и мальва — нам на память

29-06-2012, 08:00
Львы и мальва — нам на память
Фото:

В галерее «АРТ-Словарь» (ул. Шейнкмана, 10) уральской столицы проходит посмертная выставка известного екатеринбургского художника Анатолия КАЛАШНИКОВА. Вход — свободный. Всего в экспозиции представлено более 50 работ художника.

Многим зрителям Анатолий Калашников известен прежде всего по оформлению Екатеринбургского цирка и Дворца молодёжи. Возможно, именно здесь — истоки монументальности последующих произведений мастера. Работая с большим масштабом, он обрёл собственную монументальную художественную манеру, что и стала впоследствии основой его живописи.

Во всём многообразии цвета в многофигурных композициях Анатолия Калашникова предстают легендарные львы и древние цари, герои античных мифов и библейские апостолы… Широкий, пастозный мазок даёт возможность почувствовать всю глубину изображённого на полотне. Композиция произведений Калашникова построена таким образом, что невозможно объять всю картину сразу, с первого взгляда. Нужно постоять рядом, поразмышлять. В его произведениях фигуры персонажей сюжетных линий, как правило, — центр картины. Так, в живописном холсте «Художник» (2009 г.) отражена вся суть работы живописца, главной фигуры произведения. Он изображён в то мгновение, когда из-под кисти мастера рождается шедевр.

Особое место в экспозиции занимают работы, созданные Анатолием Калашниковым в соавторстве с известным екатеринбургским художником Мишей БРУСИЛОВСКИМ. Это, например, «Эдем. День», «Бахчисарайский фонтан» и другие… Плодом совместного труда двух живописцев стал цикл «Карнавал», состоящий из пяти полотен. Именно в них прослеживается интерес художников к традициям итальянского карнавала и венецианской живописи XVI века.

В 1980-е годы Анатолий Калашников приступил к созданию монументального полотна « Перегон скота в штате Монтана». Его увлёк ковбойский Запад, и он стремился показать в этом полотне не только историю освоения земель, но всю 400-летнюю историю США. По первоначальной задумке картина должна была быть высотой 10 метров, а длиной — до 100. Несколько лет мастер работает над эскизами и историей сюжета. Он успел создать картину длиной 18 метров… Живо интересовала Калашникова-художника и Монголия, её пространства, краски, люди, история. Его монгольский цикл «Страна Тэмуджина» — удивительные по композиции работы. На фоне низкой линии горизонта возникают огромные, почти монументальные фигуры женщин-матерей, прародительниц всего живого на земле.

Одна из картин экспозиции особенно задевает за живое. Это «Мальва в память об Антонове» (2011). В довольно простом, казалось бы, по композиции холсте отражены глубокие переживания, скорбь и светлые воспоминания об ушедшем друге и соратнике по творчеству скульпторе и графике Андрее АНТОНОВЕ.

В самобытном творчестве Анатолия Калашникова отражены многие традиции мирового искусства. И его живопись стала частью этого мира.

Из досье

Анатолий Александрович Калашников (1947—2012) родился в Свердловске. Окончил в 1970 году Свердловское художественное училище. Затем здесь же преподавал живопись и композицию, занимался оформлением общественных пространств. Член Союза художников России. Лауреат премии имени Г. С. Мосина. Произведения А. А. Калашникова находятся в музеях и галереях Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Красноярска, Москвы, Барнаула, в частных коллекциях в России, Чехии, Германии, Канаде, США…

Андрей БУБЕНЩИКОВ,

искусствовед.

erid: erid: