Венгерская рапсодия Вазарели » новости Екатеринбурга и УрФО

Венгерская рапсодия Вазарели

23-06-2015, 08:00
Венгерская рапсодия Вазарели
Фото:

Стоит сказать: «венгерская» — и слово «рапсодия» всплывает само собой. Венгерские рапсодии Ференца ЛИСТА — сокровище мировой и венгерской музыкальной культуры. Автор произведений, представленных сейчас екатеринбуржцам, музыку не сочинял, родился через 20 лет после смерти Листа, но он тоже из тех великих венгров, без которых немыслимо искусство ХХ века. Он тоже был виртуозом, работал не звуками-нотами, а линиями. Создавал не мелодии, а оптические иллюзии светом и цветом. Те, кто изучает творчество Виктора ВАЗАРЕЛИ, отмечают музыкальность его работ — ритм, особый темперированный строй, модуляции… Именно это и привлекло в своё время и навсегда очаровало в произведениях Вазарели чету венгерских музыкантов ЧЕПЕИ.

В день вернисажа, 19 июня, в Музее архитектуры и дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии (ул. Горького, 4а) выставку «Оптические пространства Виктора Вазарели» представила сама Кати ЧЕПЕИ. Она владелица этой коллекции произведений Вазарели и куратор российско-венгерского проекта. Понимать друг друга нам помогала Ольга УРАСИНОВА. Куратор проектов московского Центра культуры при посольстве Венгрии в России взяла на себя функции переводчика.

Создатель 3D на плоском пространстве холста, листа, стены без сегодняшних цифровых технологий — только мастерством и вдохновением новатора, Виктор ВАЗАРЕЛИ (1906—1997 гг.) родился в Венгрии. Жил в венгерском городе Печ, учился в Будапеште, сначала в университете на факультете медицины, затем в двух художественных академиях. После первой успешной выставки в Париже переехал во Францию, где всю жизнь работал и закончил свой земной и творческий путь. Поэтому его часто именуют французским художником, графиком, скульптором венгерского происхождения. Соотечественники же Вазарели, с которыми мы беседовали на пресс-конференции и на екатеринбургском вернисаже, предпочитают другую формулировку: венгерский художник, работавший во Франции. Часть своего творческого наследия Виктор Вазарели подарил венгерской родине — в 1976 году в Пече открыт музей. В Будапеште тоже имеется «оптическое» музейное собрание. Его произведения находятся во всех крупных музеях современного искусства в Европе и США. Теперь и екатеринбургская публика побывает в его магических пространствах.

Кати ЧЕПЕИ и переводчик Ольга УРАСИНОВА ведут первую экскурсию. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Куратор российско-венгерского проекта, коллекционер Кати ЧЕПЕИ провела для нас экскурсию по выставке, наглядно повествующей о творческих поисках, этапах пути в искусстве Виктора Вазарели — от фигуративного до абстрактного, от плоскостного до трёхмерного, не только иллюзорного, но и в скульптуре, и в керамике. Эффект от погружения в графические листы Вазарели сродни волшебству. Здесь статика формы преодолена инженерным расчётом виртуоза-художника, когда освещённые линии, «приправленные» цветом или чёрно-белые, заставляют само пространство переливаться, колебаться. Изображение превращается в зримое движение, будь то зебры (знаменитая «симметричная» чёрно-белая серия и цветные листы), гольфист, дракон, шахматы или просто концентрические окружности, овалы, многоугольники. Это сродни погружению в некий космос, «воронку», которая затягивает и взгляд смотрящего, и всё его существо в бесконечную бездну превращений. Вазарели говорил, что его работы «не для сердца, а для глаза». Он не называл себя художником, хотя, конечно, им был. И сердце на его выставке тоже не статично, оно работает, подчиняясь в динамике очарованному зрению. Вазарели называл себя «раскрашивающим города», он хотел, как наш поэт, «смазать карту будня», смахнуть серость, как пыль жизни. Но не словами, а энергетикой оп-арта — оптического искусства, которое придумывал, развивал и оставил в наследство современным дизайнерам и архитекторам.

Директор Музея архитектуры и дизайна Елена ШТУБОВА у кинетических скульптур. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.
Одна из знаменитых зебр Виктора ВАЗАРЕЛИ — цветная. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.


В Париже ещё при жизни Вазарели (в 1981 году) появился сквер, названный именем другого венгерского титана — композитора Белы БАРТОКА. Экспериментатор, опирающийся на этнические традиции, создатель новой музыки. Среди его сочинений немало рапсодий. Не удивительно, что творец оптических пространств так интересовался этой музыкой и так её любил. В финале же нашей встречи, на фоне оптических иллюзий Вазарели, профессиональный музыкант Кати Чепеи… запела. Исполнила для нас а`капелла народную трансильванскую песню, очень любимую Вазарели. Глубокий голос привёл в экспозицию эту тихую, но полную сдерживаемых горячих эмоций песню гармоничным звучащим фрагментом. Песня растаяла под сводами галереи. А изобразительная венгерская рапсодия под названием «Оптические пространства Виктора Вазарели» до 2 августа будет «звучать» на этих музейных стенах.

erid: erid: