Баркаролу и скерцо исполняют розы » новости Екатеринбурга и УрФО

Баркаролу и скерцо исполняют розы

24-06-2015, 08:00
Баркаролу и скерцо исполняют розы
Фото:

Художники с особым чувством обращаются к розе — этой царице цветов. Каждый стремится найти новые черты душистой красавицы. И она, как правило, не обманывает ожиданий, у этой «модели» всегда находятся ещё неизведанные источники вдохновения. Вот и екатеринбургская художница Елена СЛАВНИНА, чья выставка «Музыка роз» открылась в галерее «Альбом» Музыкального училища им. П. И. Чайковского (ул. Первомайская, 22), сумела создать собственный образ этого удивительного цветка.

— Для меня розы обладают не только дивной формой и ароматом, но ещё и особым музыкальным звучанием, — поделилась художница. — Потому и свою выставку так назвала. Здесь только розы. Белые и жёлтые, лиловые и почти чёрные, розовые и красные. В каждой из них я старалась уловить её неповторимую мелодию. Поверьте, это было очень увлекательно — разбирать их «композиции», вслушиваться в голоса цветов, улавливать их музыкальный строй и темп. И потом писать их портреты…

Эти цветы с давних времён вдохновляли творцов искусства. В античной Греции белая роза была символом богини любви Афродиты, а красной она стала, когда её помощник Эрот случайно попал в неё стрелой. Жёлтую в Персии считали знаком измены: если неверная супруга опустит белую розу в ручей, то она непременно пожелтеет. Поэты наделяли царицу цветов самыми звучными эпитетами. Даже будущий Нобелевский лауреат Иван БУНИН посвятил розам в 1903 году целое стихотворение: «Две розы под окном раскрылись, две чаши, полные огня…» Композиторы, конечно, тоже не обошли «розовую» тему. Достаточно назвать оперу «Кавалер роз» Рихарда ШТРАУСА, где столько говорится о серебряной розе, которую традиционно подносил будущей невесте посланец жениха. Впрочем, всем памятна и песня «Миллион алых роз» Андрея ВОЗНЕСЕНСКОГО и Раймонда ПАУЛСА, исполненная Аллой ПУГАЧЕВОЙ…


«Виваче». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Выставка Елены СЛАВНИНОЙ «Музыка роз» в галерее «Альбом» действительно полна музыкальных образов. Так, жёлтые розы звучат для неё fortissimo, то есть очень громко. В этой темпераментной пастозной работе ощущается бравурное фанфарное звучание. Такими цветами могли бы триумфально осыпать победителей под марш в опере «Аида». Рядом с «Фортиссимо» — контрастом — ещё нежнее представляются созвучия «Кантилены». Трепетные белые розы здесь цветут-поют на небесном фоне, подобно ангелам с крыльями-лепестками. А карминные розы искрятся радостью жизни. Поэтому работу, им посвящённую, художница назвала «Скерцо», то есть «шутка» — живая, стремительная музыка...


«Баркарола». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Розы Елены Славниной кружатся по галерее словно в «Вальсе цветов» ЧАЙКОВСКОГО, но у каждой в этом общем танце есть своё «Соло» и «Адажио», «Баркарола» и «Ария»… Здесь не найти двух одинаковых красавиц, хотя, казалось бы, розы есть розы, и их не спутаешь ни с каким другим цветком. Но «особые приметы» вида художница индивидуализировала в каждом портрете. Как в музыке: всего семь нот, но мелодии — разные.

— Мне кажется, эта тема будет со мной всегда. Потому что этот цветок, как ни один другой, обладает удивительным свойством — очень внятно и живо «поёт» нам о любви. Любовь бывает тиха, нежна, молчалива, и тогда признание доверяют розам. Они расскажут о любви живописно и музыкально…

erid: erid: