С человеческим лицом » новости Екатеринбурга и УрФО

С человеческим лицом

26-12-2015, 08:00
С человеческим лицом
Фото:

О чём думают куклы? О чём они мечтают? Какие игры и представления начинаются, когда сотрудники музея уходят домой по окончании своей смены? Многие в детстве пытались раскрыть тайну кукольного шкафа, притворяясь спящими, но тщетно. Неудивительно, ведь куклы в шкафу оживают только тогда, когда ребятня погружается в сон.

В четверг, 24 ноября, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) открылась выставка авторских кукол «Тайна кукольного шкафа». В преддверии новогодних праздников эта экспозиция напоминает зрителю о самом заветном месте, где испокон веков хранятся милые нашему сердцу товарищи детских игр, сказочные герои и трогательные зверушки.

Материалы, из которых сделаны куклы, различны. Скульптурные создаются из ладолла или паперклея — самозатвердевающей полимерной глины или папье-маше (в переводе с французского «жёваная бумага»). Однако в данном случае преобладают работы из текстиля. К примеру, «Петрушка» Светланы ЛАПТЕВОЙ — совмещение куклы и лоскутного шитья. Ни одной лишней детали, ни одной лишней тряпочки.

Впрочем, темы у всех художников свои, берут всё то, что им близко, что им интересно. Это может быть, к примеру, сказочное направление, как в работе «Алиса в стране чудес» Алёны МАГОРИТА.

Завораживает работа Екатерины РАКИПОВОЙ «Кошачья заводь» — интерактивная коллекционная вещь. Дом, в котором можно переставлять мебель, посуду, баночки, играть котиками. Некоторые покупают железные дороги, а тут такой душевный рукотворный домик. Почти все детали сделаны вручную: сплетены яблочки, печенюшки, кружечки. На работу ушло несколько месяцев.

Не обошлось и без куклы Джона ЛЕННОНА (Композиция «Битломанки» автора Анны БАБОШИНОЙ), восседающего на Кракозябре — неведомом ужасном существе с нечеловеческим лицом, что олицетворяет современное искусство. Внизу стоят агрессивные куклы — поклонницы Леннона с плакатами в его поддержку.

Президент Уральской ассоциации художников по куклам Светлана РЕЗАНОВА представила на выставке две своих работы: «Венеция» — кукла, в которую Светлана вложила все свои ассоциации, связанные с Венецией, и «Царь-девица», в основу которой лёг образ персонажа одноимённой поэтической сказки Марины ЦВЕТАЕВОЙ.

— Многие мне говорят, что я игрушки делаю — нет, я делаю кукол. Есть куклы живые и мёртвые, ведь куклы — это наши дети. Мы вдыхаем в них часть своей души. Они несут в себе какое-то наполнение. Когда у человека нет в руках мастерства или нет души, куклы становятся страшными, а когда сложилось и с тем и с другим, кукла становится душевной и начинает жить своей жизнью, — повествует Светлана Резанова.


Президент Уральской ассоциации художников по куклам Светлана РЕЗАНОВА. Фото: Константин САННИКОВ.

Следует признать, что наполнение куклы зависит не только от создателя, но и от зрителя. Ведь она позволяет проецировать на себя внутренний мир наблюдателя. В сущности, всё то хорошее или плохое, что мы видим в кукле, устремив на неё свой взгляд, на самом деле принадлежит нам. Вы полны оптимизма, усилий, грёз и замыслов — кукла дарует вам силу. Вы самовлюблённый садист, преисполненный злобы, — кукла устроит вам ад из ваших самых страшных кошмаров. Стереть границу между сказкой и реальностью — замысел, издревле принадлежащий любым творческим устремлениям.

«Мадлен» Елены ЕЛОВСКИХ уселась в своём роскошном платье и делает вид, что ни до кого ей нет дела. С уст посетителя невольно срывается фраза:


Кукла «Мадлен» Елены ЕЛОВСКИХ. Фото: Константин САННИКОВ.

— Мадам, быть может, нам сегодня прогуляться по улицам вечернего Екатеринбурга?.. Молчание — знак согласия.

erid: erid: