Сестра Мамина вернулась домой » новости Екатеринбурга и УрФО

Сестра Мамина вернулась домой

29-04-2016, 08:00
Сестра Мамина вернулась домой
Фото:

Литературный квартал — уникальный музейный комплекс Екатеринбурга. Но место рождения первенца объединённого Музея писателей Урала (ОМПУ) находится чуть в стороне от памятника ПУШКИНУ, от литературных музеев на улицах Толмачёва и Пролетарской. Дом на Соборной, потом Пушкинской (теперь ул. Пушкина, 27) купил для своей семьи Дмитрий МАМИН-СИБИРЯК (1852—1912) на гонорар за роман «Приваловские миллионы». Дмитрий Наркисович переехал в Санкт-Петербург, а в маминском доме жила его сестра Елизавета Наркисовна МАМИНА, в замужестве УДИНЦЕВА (1866—1925).

«Миленькая сестричка Лизаветушка…» — этим тёплым, таким домашним обращением писателя в одном из многочисленных писем к сестре назвали новую выставку в Доме-музее Д. Н. Мамина-Сибиряка и приурочили её к двум юбилейным датам. Экспозиция — первая в череде юбилейных проектов ОМПУ, который 1 мая 2016 года отмечает 70-летие с момента рождения. Это был день открытия Дома-музея Мамина-Сибиряка. Того самого дома, завещанного городу Екатеринбургу дочерью писателя Еленой Дмитриевной — Алёнушкой, как называл он её в жизни и в своих «Алёнушкиных сказках». Того дома, где сестра Елизавета Наркисовна мечтала основать музей брата, приложила к этому массу усилий, а дело продолжили её дети… Ещё один юбилей, который отмечен этой выставкой — 150-летие со дня рождения Елизаветы Маминой-Удинцевой. Она была единственной сестрой, но не просто сестрой классика — любимым близким другом, выдающейся личностью и по профессиональным качествам педагога, и по-человечески.

Замдиректора ОМПУ Татьяна ЛЕОНТЬЕВА и заведующая Домом-музеем Мамина-Сибиряка Надежда КРЯКУНОВА представили на вернисаже 26 апреля создателей экспозиции. Автор идеи выставки — бывший главный хранитель объединённого писательского музея Елена ПОЛЕВИЧЕК, а концепцию разработали в Уральском региональном Институте музейных проектов с участием заместителя его генерального директора, кандидата исторических наук Людмилы ЗОРИНОЙ. Аплодисментами встретила вернисажная публика и ещё одну «родственницу» музея — Людмилу БРЕЗГИНУ, дочь его первого директора Петра ПОГАДАЕВА, открывшего музей 1 мая 1946 года. В финальной части экспозиции представлены документы об учреждении музея, фотографии его организаторов, среди которых Павел Петрович БАЖОВ, возглавлявший тогда Свердловскую писательскую организацию и радевший за создание литературных музеев на Урале.

Первую экскурсию по выставке провела научный сотрудник музея Светлана КУМАНЁВА. От Висима до Екатеринбурга, от Екатеринбурга до сибирского посёлка близ Иркутска, куда вместе с войсками КОЛЧАКА «отступала» отказавшаяся сотрудничать с советской властью Елизавета Наркисовна. Затем Томск, потом Москва — сюда перевёз мать Борис Дмитриевич УДИНЦЕВ, известный литературовед. В столице она и скончалась.

Перед основной экскурсией дизайнер Ксения АНУФРИЕВА провела блиц-экскурсию по визуальному воплощению биографии сестры Мамина, образованной подвижницы, члена Уральского общества любителей естествознания, матери большого семейства. Радостные и печальные события, как на чёрно-белых фотографиях рубежа позапрошлого и ХХ веков, «окрасили» экспозицию в чёрно-белые цвета. Но краски не контрастные, а словно высветленные временем, побледневшие за годы, поседевшие от пережитого. Другая палитра — зелёный, коричневый — в «портрете» отчего дома в Висиме кисти известного художника Олега БЕРНГАРДА.

На фоне белоснежных стен и лёгких прозрачных витрин, словно в белых рамах, — четыре чёрных силуэта. Девочка, гимназистка, преподавательница 2-й Екатеринбургской женской гимназии и женщина, перед смертью благословляющая сына семейной иконой Николая Чудотворца. Документы, письма, многочисленные семейные фотографии, дневник и тетрадки, где за родителей расписывался старший брат Дмитрий, платье учительницы и туфельки, «обутые» в калоши, флакончик из-под духов, шляпная коробка с рукоделием — всё это зримо и вещно сопровождает нас по удивительному пути жизни Лизаветушки, Лизы, Елизаветы Наркисовны. Она снова дома. Она вернулась.

erid: erid: