«Молодые генералы своих судеб…» » новости Екатеринбурга и УрФО

«Молодые генералы своих судеб…»

11-01-2012, 08:00
«Молодые генералы своих судеб…»
Фото:

Наступивший 2012 год — год 200-летия Отечественной войны 1812 года. Два века назад в июне армия Наполеона перешла Неман и начала войну с Российской Империей. В сентябре воины БОНАПАРТА и воины АЛЕКСАНДРА I cошлись в битве на Бородинском поле. В декабре остатки Великой армии в несоответствующем величию виде покинули пределы России, а русские войска продолжили европейский поход и дошли до Парижа…

Теперь эти даты, эти события наглядно представлены в екатеринбургском Музее изобразительных искусств (пер. Воеводина, 5). Здесь открылась выставка «Вам не видать таких сражений!..» Отечественная война 1812 года в событиях и лицах». Художественно-мемориальная экспозиция показывает нам произведения изобразительного искусства и реликвии, связанные с этими военными страницами истории. Здесь живопись, графика, скульптура, документы, антикварные книги. И награды, которые сегодня не увидишь ни на чьём воинском мундире, — например, «За взятие Парижа» — только в музейной витрине. И только на музейных стенах — на портретах тех, кому Марина ЦВЕТАЕВА 100 лет назад посвятила стихотворение «Генералам 1812 года»…

«Ах, на гравюре полустёртой, в один великолепный миг, я видела, Тучков-четвёртый, ваш нежный лик. И вашу хрупкую фигуру, и золотые ордена... И я, поцеловав гравюру, не знала сна...» Портреты героев Отечественной войны 1812 года были созданы английским живописцем Джорджем ДОУ по высочайшему заказу русского императора. А его брат Генри ДОУ перевёл в гравюры лики легендарных воинов — Петра БАГРАТИОНА, Матвея ПЛАТОВА, Ивана ПАСКЕВИЧА, Николая РЕПНИНА, Александра БАЛАШОВА, Иллариона ВАСИЛЬЧИКОВА, Андрея ГОРЧАКОВА, Льва НАРЫШКИНА… Эта «малая военная галерея» занимает всё пространство торцовой стены большого зала в Музее изобразительных искусств как центральный «экспонат» выставки «Вам не видать таких сражений!..» Об этих портретах в своё время русский художник Алексей ВЕНЕЦИАНОВ сказал: «Не портреты, а живые лица…» Вглядываясь в них сегодня, пленяешься не только благородством мужественных черт и золотом орденов, но судьбами, отражёнными и в чертах, и в орденах. «В одной невероятной скачке вы прожили свой яркий век... И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег».

А вот этот генерал на парадном живописном портрете кисти Алексея КОРЗУХИНА имеет непосредственное отношение к Екатеринбургу. Начальник горных заводов Уральского хребта, генерал от артиллерии Владимир ГЛИНКА прошёл Отечественную войну 1812 года, как сказали бы ветераны другой войны, «от звонка до звонка».

Портреты победителей, «генералов своих судеб», написаны и воспроизведены в графике уже после войны, после зарубежной кампании. А выставка, занимающая три зала, начинается в 1807 году, в Тильзите, когда два императора, казалось, и не предполагали, что их армиям придётся воевать не на жизнь, а на смерть. Принимали парады, обменялись высшими орденами своих государств, заключили мирный договор. Два портрета тех лет — Александра I и Наполеона I Бонапарта: два характера. Они впервые выставлены рядом.

В 1812 году не было фоторепортёров, кинохроникёров, и единственным визуальным «летописцем» событий мог быть только художник. На выставке представлена фронтовая графика, причём авторы рисунков — в основном французы. Как рассказала «ВЕ» куратор выставки, заведующая музейным отделом изобразительного искусства Ольга ГОРНУНГ, русским художникам тоже предоставлялась возможность быть в гуще событий и фиксировать их на бумаге, но… Им хватало отваги, но русская академическая традиция предписывала изображать военные подвиги в аллегорической манере: герои как античные боги. А французы работали «на передовой» как реалисты. И в рисунках, которые мы видим в музее, запечатлена не рыцарская война, а такая, какой она была. Офицер-артиллерист 3-го корпуса маршала Мишеля НЕЯ, художник-любитель Фабор ДЮ ФОР создал серию рисунков с мест боёв, в том числе и Бородинской битвы, — «Листы из моего портфеля», бесценный исторический источник. Здесь абсолютно зримыми предстают другие цветаевские строчки из того же стихотворения «Генералам 1812 года»: «Три сотни побеждало — трое! Лишь мёртвый не вставал с земли.…».

Наш гид Ольга Горнунг, проводя для «ВЕ» экскурсию в следующем зале, процитировала приказ, который атаман Платов отдал своим казакам в Париже: «…Не обижать ихних мадамов и мамзель, кроме если по взаимному согласию». А на музейных стенах представлены визуальные доказательства соблюдения «галантного» приказа и других парижских эпизодов — в рисунках в стиле «народных картинок», французских, русских, английских.

На этой выставке можно изучать события и факты, мундиры обеих армий во всех подробностях и тонкостях. Даже мифы того военного времени — например, о «русском Сцеволе», отрубившем руку, чтобы не служить французам. И замирать в трепете перед лицами и судьбами и перед скромной медалью с библейским девизом «Не намъ, не намъ, а имени твоему». Эту медаль «В память Отечественной войны 1812 года» императорским указом вручили всем — всем! — участникам войны: и солдатам, и генералам.

Наша справка

Выставка в ЕМИИ продлится до 11 марта 2012 года. Экспозиция создана при поддержке Фонда имени святого Дмитрия Солунского. В ней представлены произведения из собрания екатеринбургского Музея изобразительных искусств, из коллекции Андрея КУСАКИНА, члена-учредителя столичного Клуба коллекционеров изобразительного искусства (Москва), из частных собраний екатеринбуржцев. Антикварные книги предоставил для выставки отдел редкой книги научной библиотеки Уральского федерального университета.

 

erid: erid: