Сюрреализм по-русски — почти сказка » новости Екатеринбурга и УрФО

Сюрреализм по-русски — почти сказка

14-09-2011, 08:00
Сюрреализм по-русски — почти сказка
Фото:

Завтра, 15 сентября, в галерее «ПоЛе» открывается выставка екатеринбургского художника Александра ВЫГАЛОВА «Русские». 

Это и название экспозиции, и серия работ, которую художник создавал 2 года. Своеобразный мир отечественной деревни, наполненный выразительно-неповторимыми и одновременно по-соседски знакомыми лицами. Накануне вернисажа автор стал собеседником «ВЕ».

— Ваши картины оставляют ощущение, что с этими персонажами ты когда-то встречался. Один мне кажется похожим на двоюродного брата, другой — на коллегу по работе…

— Подобное я слышу от многих, кто видит мои картины. Люди узнают своих знакомых или родные места. Говорят: «Точно, как у нас за огородом на даче». Однако это иллюзия. И в пейзажах, и в лицах, при всём их различии, есть нечто универсальное, это я и пытаюсь ухватить.

— Почему вы назвали выставку «Русские»?

— Это моя попытка ответить на вопрос «Что значит: «я — русский?» Исчерпывающего ответа нет. Все, кто исследовал русскую тему, склоняются к тому, что определяющим является стиль жизни и образ духа, а не национальность как таковая. Иван ШИШКИН русский, но не менее русский Исаак ЛЕВИТАН. Русский тот, кто сам себя так называет и разделяет своё будущее с будущим России.

— Вы используете необычные технику и стиль…

— Есть среди данной серии картин полигональная живопись, которая ближе к смальте или витражу. Например, работа «Лес». Лес в жизни россиян имел очень большое значение. Крестьяне 2—3 года существовали на каком-то участке, а когда почва переставала кормить, уходили на новое место, снова вырубали лес, возделывали землю и кормились. Многие работы выполнены в стиле юмористического сюрреализма: в реальности мы чаще сталкиваемся с различными фантасмагорическими ситуациями, чем принято думать.

— С чего началась серия «Русские»?

— Мне хотелось изобразить рабочие руки, с разбитыми кривыми пальцами. Выбрал знакомого дворника Саню. Пытался рисовать обычный портрет, но что-то не складывалось. Не помню почему, взял и соединил на рисунке голову с пригорком, и картина сразу пошла…

— Когда смотришь на ваши картины, вспоминается что-то из детства, некая сказка с рисунками или мультфильм…

— В общем, эти сюжеты — почти что сказка, визуальный ряд глубоко знаком каждому. Меня необычайно вдохновили «Пословицы и поговорки русского народа» Владимира ДАЛЯ. Я стал выписывать лучшее из этой квинтэссенции мудрости народной. Мы все слышали такую поговорку: «Не лезь поперёк отца в пекло», а у Даля — «Не суйся наперёд отца в петлю». Сразу всё становится понятным. Для некоторых своих картин я использовал в качестве названия байки. Одна из них звучит так: «Надо б пообедать. Дак хлеба нет. А кнут есть? Есть. Айда собак гонять». Чисто русская логика!

— Наверное, у картин есть своя история…

— У некоторых — точно. Скажем, «Мастак» — это реальный наш земляк, который здорово играет фламенко. В картине «Гуляй» запечатлён уральский бизнесмен, прикольный по своей натуре мужик. Кстати, прототипам работы понравились. В сюжете о русской бане удалось зацепить мою любимую тему хард-рока. Название «Дым над водой» (Smoke On The Water) взято у известной группы Deep Purple. Профессиональный старый рок отмечен особой энергетикой и неуловимым мастерством и отлично сочетается с русской удалью и дурью…

— Кому вы адресовали свои работы?

— Никаких ограничений по социальному и материальному признаку. Каждый, кто хоть раз бывал на деревенской улице, смотрел в голубое небо и на бескрайние жёлто-зелёные поля, ходил по пыльным просёлочным дорогам, вдыхал знойный хвойный аромат соснового леса, меня поймёт.

Беседовала с художником Людмила КАДОЧНИКОВА.

erid: erid: