Погружение в «Реальный…» — на сцене и лицом к лицу » новости Екатеринбурга и УрФО

Погружение в «Реальный…» — на сцене и лицом к лицу

16-09-2011, 08:00
Погружение в «Реальный…» — на сцене и лицом к лицу
Фото:

15 сентября закрылся занавес «Реального театра». Два десятка спектаклей, которые смотрели утрами, днями и вечерами участники и публика, ушли в историю этого ХI Всероссийского фестиваля. Конечно, они остались в репертуаре театров Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Кирова, Самары, Перми, Омска. Но такими, какими мы их увидели в течение сентябрьской недели, их уже никто никогда не увидит: театр — живое, сиюминутное, не тиражируемое искусство. Эти реальные встречи сохранит наша зрительская память.

«Детский» реквием по волшебнику

Его создали взрослые люди, которые не забывают ни своё, ни чужое детство. Реквием получился одновременно печальным и беспечным. Трое из них давно знакомы екатеринбуржцам: режиссёр-постановщик Анатолий ПРАУДИН, драматург Михаил БАРТЕНЕВ и арт-директор «Реального театра» Олег ЛОЕВСКИЙ. Творческая судьба всех (по-разному) связана с екатеринбургским ТЮЗом и одинаково — с другом, с учителем — с датским режиссёром, актёром, театральным педагогом Рэем НУССЕЛЯЙНОМ. Его памяти посвящён спектакль под весёлым «немемориальным» названием «Привет, Рэй!» в театре «СамАрт» (Самара) и показан на фестивале, на Малой сцены Свердловской драмы.

Только две актрисы заняты в этом необычном спектакле, на стыке искусства драматического театра и театра кукол, — Ольга АГАПОВА и Маргарита ШИЛОВА. А кажется, что гораздо больше. Они обе, творя целый мир из картонных коробок, чемодана и зонтика, рассказывают театральные истории Рэя и его собственную, личную историю — коллеги Ганса-Христиана АНДЕРСЕНА, но жившего в одном времени с нами и безвременно покинувшего это время, мир и сказку. Актрисы, не меняя костюмов и шляп, побывали на сцене пожилыми «девчонками», которые с детства никак не договорятся, кто в дружбе главный. Они были бабушкой (и даже покойной бабушкой), и мальчиком в панаме, удивительно похожим на персонажа картины Карла ШПИЦВЕГА «Ловец бабочек», и даже птенчиком и мамой-птицей, которая не могла жить в клетке. А птенец вот смог, но жить ему было незачем: что за жизнь без полёта и пения?.. Рэй в своих круглых очках тоже был на сцене: фотографией, появлявшейся, как на экране, на жёлтом зонтике.

Волшебник Оле-Лукойе из истории Андерсена тоже не расставался с зонтом. Только он капал в глаза детям сладким молочком и укрывал под зонтом снов. А Рэй наоборот — будит от сна, протирает очки, промывает глаза чистыми слезами и открывает прелесть жизни со всеми её странностями, нелепостями, несправедливостями, с ежедневным счастьем открытий. А открытия происходят, когда и себе, и детям говоришь правду. И о жизни, и о смерти. Тогда театр — реальность, необходимая, как зонтик, как птица, как песня и полёт, как слёзы и улыбка.

Театр ХХI века на нашей улице

Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и России, лауреат премий «Золотая Маска», премии «Европа — Театру», художественный руководитель петербургского Малого драматического театра — Театра Европы… Короче — Лев ДОДИН, чьё имя так много говорит тем, кому интересен Театр. Мы встретились с мэтром 13 сентября вместе с другими интересующимися, и «ВЕ» задал свой вопрос.

— Каждое интервью с известным человеком — это не начало, а продолжение разговора. Давайте продолжим сказанное вами несколько лет назад в интервью одной питерской газете. Тогда вы поделились желанием создать на питерской улице Рубинштейна, 18, в МДТ, модель театра XXI века. Так в своё время СТАНИСЛАВСКИЙ и НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО создавали модель театра ХХ века. Движется ли дело «моделирования»?

— Речь не о художественной концепции, тут свой путь у каждого театра, а о материальной идее. Дело по её воплощению движется много медленнее, чем хотелось бы. А суть её в устройстве особой среды в театральных стенах, где комфортно и артистам, и зрителям. Архитектор Фёдор ШЕХТЕЛЬ построил в Камергерском переулке здание, которое идеально подошло Московскому Художественному театру. Нам в ХХI веке в доме на улице Рубинштейна стало тесновато. Сегодня необходимо, к примеру, чтобы в театре были и библиотека, и собрание видеоматериалов. Актёр должен видеть, что удалось ему нынешним вечером, а что нет. В новом театре нужно такое соотношение пространств для зрителей и артистов, где никто не чувствовал бы себя ущемлённым. Но я противник гигантомании, театральных залов на тысячу и более человек. Театр — не шоу-бизнес, который собирает на представления стадионы. Артисту надо видеть людей в зале. Контакт «массы» с «массой» — это не театральный вариант, наш контакт — человека с человеком. Никакая самая современная машинерия этого не заменит. Уют, покой, потребность раздумья — вот что в идеале должен ощущать человек в театре.

Это был важный для екатеринбуржцев ответ: здание ТЮЗа, в котором и происходила встреча, через десять месяцев начнут реконструировать. И мы тоже мечтаем о театре XXI века на нашей улице.

Хранитель ауры и созидатель

Фестиваль завершался, и потому Лев ДОДИН говорил о «Реальном…» как о свершившемся факте:

— И у нас, и в Европе театральные фестивали очень часто представляют собой просто некоторое количество денег, на них затраченных, и некоторое количество спектаклей, на них показанных. Такой набор гастролей. На «Реальном театре», насколько я информирован, происходит выстраивание взаимоотношений театров и публики, обмен опытом, живое общение. Фестиваль становится неким национальным событием, напоминающим стране, что у неё есть культура, есть Театр, и это кое-что значит…

В беседе принимала участие генеральный директор Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» Мария РЕВЯКИНА. Она и подвела итог:

— Не было ни одного года без участия Екатеринбурга в «Золотой Маске». Это один из немногих российских городов, где сохранилась театральная аура. В этом заслуга администрации города, театральных деятелей, зрителей и, несомненно, фестиваля «Реальный театр». Он старше и Чеховского фестиваля, и «Золотой Маски», в течение 22 лет творит подвижническое, просветительское дело. А какие острые дебаты разворачиваются здесь на обсуждениях спектаклей! Екатеринбургский фестиваль — не парадный, он — реальный в самом высоком смысле.

veshak@urn.ru

erid: erid: