Cотый сезон открывает «Князь» » новости Екатеринбурга и УрФО

Cотый сезон открывает «Князь»

24-09-2011, 08:00
Cотый сезон открывает «Князь»
Фото:

Сегодня в академическом Театре оперы и балета (пр. Ленина, 46а) — особенная премьера. «Князю Игорю» доверено открыть 100-й сезон старейшего театра Екатеринбурга.

В день генеральной репетиции оперы Александра БОРОДИНА, 22 сентября, театр предоставил журналистам возможность встретиться с постановщиками первой премьеры юбилейного сезона и посмотреть созданное ими на сцене. Cудя по тому, что довелось не только услышать, но и увидеть, нам предстоит интересная встреча с оригинальной авторской трактовкой классического произведения.

Режиссёр-постановщик Юрий ЛАПТЕВ в разговоре с прессой сразу пояснил, что он — не сторонник актуализации классики ради самого процесса «осовременивания» произведения, сегодня доходящего иной раз до вульгарности. Народный артист России считает, что современную интонацию оперной классики надо искать и находить в самой музыке. А опера Бородина — классика вдвойне, ведь в основе её либретто, написанном самим композитором, древнерусский эпос «Слово о полку Игореве». Но это, конечно, не значит, что произведение, как экспонат в музее, должно всякий раз являться зрителю в неизменном традиционном виде. Оно открывается новой, созвучной времени глубиной. Так представлять князя Владимира Галицкого, гуляк Скулу и Ерошку этакими «симпатягами»-пьяницами на сегодняшней сцене, по мнению режиссёра, странно. Они ведь — предатели, дезертиры, бесстыдно жадные, кто до власти, кто до чужого добра. Хан Кончак — гибкий, опытный дипломат, который оказался дальновиднее князя Игоря, и теперь может над ним и поглумиться, и благоволить ему. Ярославна переживает не только личную драму, а и непосильную ношу ответственности за Путивль, оставленный князем ради военного похода. Романтичный княжич Владимир осознаёт в конце концов трагическую суть своего выбора…

Дирижёр-постановщик, народный артист России Александр ЛАЗАРЕВ напомнил, что премьера «Князя Игоря» состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра, уже после смерти Александра Бородина. Его оперу завершали Николай РИМСКИЙ-КОРСАКОВ и Александр ГЛАЗУНОВ. Увертюра, например, воссоздана Глазуновым по памяти.

— Два композитора сложили свой «пазл» из фрагментов сочинения Бородина так, как им тогда представлялось верным. Но именно потому, что опера — не оконченное авторское произведение, она позволяет и другие версии, — продолжил маэстро. — Мы следовали логике развития действия, логике бородинской музыки. Меня, например, всегда удивляло, когда в сцене возвращения князя Игоря встречает большой хор крепких баритонов и румяных теноров. Откуда же взялось так много мужчин на руинах Путивля, если его защитники погибли? В нашей постановке князя встретят Ярославна, женщины и дети. Вершина музыки Бородина — «Половецкие пляски». По традиции их исполняют во втором акте, а дальше… Бывает, что на сцене становится так, как поёт Ярославна: «Как уныло всё кругом…» Мы перенесли «Половецкие пляски» в финал, который и будет кульминацией...

Знаменитые «Половецкие пляски» чаще всего идут в хореографии Михаила ФОКИНА (1909). А балетмейстер-постановщик екатеринбургского «Князя Игоря» Александра ТИХОМИРОВА предложила свою авторскую версию для новой кульминации оперы. Огненной стихией многолюдного яростного мужского танца, где «сгорает» нежный, трепетный женский танец, завершается 11-я постановка оперы Бородина в екатеринбургском Театре оперы и балета. У премьеры сегодня — день рождения. А самому первому «Князю Игорю» на этой сцене в 2012 году исполнится 100 лет — столько, сколько и театру.

Кстати

Над сценографией спектакля работал заслуженный художник России Игорь ИВАНОВ. Декорации и костюмы, передающие атмосферу Руси ХII века, это: 110 кубометров русских изб, теремов и половецких шатров, для которых понадобилось 600 метров арматуры и 320 погонных метров папье-маше, а ещё более 1,5 километра ткани. В театре открылась «оружейная мастерская», где мастера вооружили и экипировали княжескую рать и ханское войско.

На фото: осталась Ярославна княжить и князя ждать...

Фото Дарья АЛЕКСЕЕВА.

erid: erid: