Послание из прошлого » новости Екатеринбурга и УрФО

Послание из прошлого

5-12-2012, 08:00
Послание из прошлого
Фото:

По старинным открыткам можно проследить, как в нашей стране менялось отношение к зимним праздникам

В 40-х годах прошлого века Дед Мороз обитал не в Великом Устюге, а в Ленинграде, на Васильевском острове, во Дворце культуры имени Кирова. Его точный адрес печатался на специальных бланках, которые служили заодно и пропуском на новогоднее представление. На этом бланке тогдашние мальчишки и девчонки писали свои пожелания к белобородому волшебнику — причём, как и положено было правильным советским детям, не вымогали игрушки и прочие материальные ценности, а просили мира во всём мире и счастья для всех даром. А на обратной стороне можно было оставить отзыв о прошедшем празднике.

Этот серенький, словно бы пылью десятилетий припорошенный листочек — экспонат выставки «Рождество и Новый год. Праздничная история», открывшейся на днях в одном из торговых центров Екатеринбурга. Её организовал Музей этикетки — уникальное заведение, созданное при одной из екатеринбургских полиграфических фирм и специализирующееся на коллекционировании старинных конфетных фантиков, спичечных коробков, флакончиков от духов, обёрток от мыла и прочего антикварного «мусора». На сей раз из собрания музея была извлечена новогодняя атрибутика былых времён. На выставке с ней соседствуют роскошные старинные наряды, предоставленные Театром музкомедии, и куклы, в разные годы выступавшие на сцене Екатеринбургского театра кукол. Баба-яга невеста, сделанная Андреем ЕФИМОВЫМ, была героиней спектакля «Огни забытого трактира» в 1996 году, Генеральская дочь работы Валерия ФОМИНА фигурировала в «Царевне-лягушке» в 1970-м, а мальчик Димка, изготовленный Виктором КОРКОДИНОВЫМ, выходил к публике в постановке «Р.В.С» аж в 1957-м.


С открытками соседствуют и куклы. Баба-яга невеста играла в спектакле «Огни забытого трактира». Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

Дореволюционные открытки дышат невероятным теплом и уютом — они связаны не с Новым годом, а с Рождеством, а этот праздник в России считался семейным. На этих открытках запечатлены простые бытовые сценки. Барышни, разряженные, как куколки, прогуливаются под ручку с усатыми кавалерами, крестьянские девушки секретничают, сидя за прялками, а детишки, собравшиеся за семейным столом, трепетно поглядывают на родителей — когда же будут поданы сладости? Как рассказала директор Музея этикетки Алла КУЗНЕЦОВА, в те времена картинки для открыток брались рисовать именитые художники, любившие и умевшие передавать живые характеры. Ценились сценки из деревенской жизни или сюжеты из далёкого прошлого — они подчёркивали народность и традиционность праздника.

После революции о Рождестве пришлось забыть, а с ним под раздачу попал и Новый год — праздник сочли буржуазным пережитком. В 1920-е годы, для того чтобы у себя дома нарядить ёлку, требовалась изрядная смелость: донесут соседи — неприятностей не оберёшься. Так что поздравительных открыток того периода не сыскать ни в одной, даже самой богатой коллекции. Вновь появляться в нашей стране они стали в конце 30-х годов — и сам их дух разительно изменился. Новый год был возведён в ранг государственного праздника, призван служить воспитанию подрастающего советского поколения, насквозь пропитался идеологией. На открытках стали обязательно изображаться кремлёвские башни, а среди пожеланий, напечатанных поверх картинки, непременно упоминались «трудовые успехи». Зато если прежде Дед Мороз разносил подарки в одиночестве, то тут ему впервые довелось обзавестись спутницей-Снегурочкой.


Украшения былых времён можно увидеть и на сегодняшних ёлках. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

— Во второй половине 1940-х и в начале 50-х открытки стали дефицитом, — говорит Алла Кузнецова. — После войны типографиям было не до них. И люди находили выход: переснимали и сами печатали старинные или заграничные открытки.

В 60-х годах Дед Мороз рванул в космос вслед за ГАГАРИНЫМ. Поселились на открытках и сами космонавты. Причём, судя по картинкам, они ухитрялись отмечать Новый год и на пыльных тропинках далёких планет.

И о трудовых успехах, понятно, тогдашние художники не забывали. Открытки напоминали о тех, кто работает, когда другие празднуют: на часах уже ровно полночь, светятся цветными огоньками окна высотных домов, а возле стоянки такси толпятся милиционеры — службу несут.


Новогодние открытки 50—60-х годов. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

Какой праздник без сладостей? На выставке помещены коробки и фантики от конфет былых эпох. Зачастую они помогали сладкоежкам совмещать приятное с полезным. Вот обёртка от шоколада «Эйнем» — на ней дано руководство, по которому можно сделать маскарадный костюм. Вот карамель «Гадательная» — развернёшь и прочитаешь что-то типа «Болезнь твоя скоро прекратится. Призови на помощь врача Небесного, он уврачует твои недуги». Вот конфетка «Канвовая» — на фантике схема, по которой можно что-нибудь вышить. Изготавливались они, как сообщила директор Музея этикетки, в Екатеринбурге, на фабрике Татьяны АФОНИНОЙ.

— А какие удивительные в старину были коробки для конфет! — восхищается Кузнецова. — Они делались в виде глобусов, фуражек, паровозиков, санок, трельяжей с зеркальцами… Наши современные упаковки им и в подмётки не годятся.

erid: erid: