Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения и муниципальных нужд», вступивший в силу 1 января 2014 года, может осложнить взаимоотношения между муниципалитетом и подрядчиками в сфере выполнения муниципального заказа. Такую озабоченность высказал в интервью нашему корреспонденту заместитель начальника Департамента экономики администрации Екатеринбурга Вадим ПАВЛОВСКИХ.
— Вадим Юрьевич, напомните читателям, какие сферы городского хозяйства подпадают под требование обязательного проведения конкурсных процедур?
— Всё сферы, кроме формирования заработной платы. В том числе строительство и реконструкция социально значимых объектов, то есть детских садов, школ, больниц, ремонт дорог и инженерных сетей ЖКХ.
— Тогда расскажите в двух словах, чем отличаются требования нового закона от положений ФЗ № 94, по которому раньше строились взаимоотношения муниципалитета и подрядчиков?
— ФЗ № 44 — очень объёмный документ, по сравнению с предыдущим законом он увеличился на треть, плюс 200 сопутствующих нормативных актов, которые уже приняты либо принимаются федеральным правительством. В настоящее время в закон уже внесли 2 пакета поправок.
Авторы закона декларируют, что это необходимо для повышения эффективности и результативности работ по муниципальным закупкам, обеспечения прозрачности осуществления закупок и предотвращения злоупотреблений. Если вкратце, новый закон содержит более широкий круг вопросов правового регулирования муниципальных контрактов. Если старый закон регулировал только саму процедуру закупок, то новый вводит требования к планированию заказчиком потребностей на весь бюджетный год, а также отчётность перед общественностью за осуществление закупок. В частности, теперь при заключении контракта на строительство объектов социальной сфера, ремонт дорог или закупку оргтехники для школ вводится двухуровневая система планирования, усложняется система контроля (за счёт ведомственного общественного контроля). Банкам вменяется в обязанность публиковать на своих официальных сайтах полный реестр банковских гарантий для заказчика. Но банки, увы, не всегда выполняют свои обязанности — а значит, есть риск того, что всё бремя ответственности опять упадёт на плечи заказчика, а подрядчик получит дополнительную головную боль из-за того, что срок заключения контракта для него увеличится.
И это не единственный пример того, как усложнится положение подрядных организаций, желающих принять участие в муниципальных торгах. Например, от них требуется теперь указать в заявке не только ИНН фирмы — участника закупок, но и ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, либо лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки. Данное требование прямо установлено для участия не только в открытом конкурсе, но и в электронном аукционе, и даже в запросе котировок. Отсутствие этих данных в заявке участника является причиной отказа в праве принять участие в торгах. К сожалению, если подрядчику отказали по такой вот на первый взгляд формальной причине, ему придётся ждать своего следующего шанса, потому что работает система «одна заявка — одно решение».
— Какие ещё риски могут возникнуть?
— Прежде всего, мы опасаемся того, что теперь сложнее будет контролировать и отсекать «на входе» недобросовестных подрядчиков, которые срывают сроки выполнения работ и оказывают услуги ненадлежащего качества. Ведь недобросовестные подрядчики в первую очередь залезают в карман рядовых горожан. Поэтому сегодня мы ведём планомерную работу по внесению недобросовестных подрядчиков в реестры недобросовестных поставщиков, применяем штрафные санкции. При этом надо понимать, что цель муниципалитета — не возмещение финансовых потерь от действий подрядчика, а реализация вопросов местного значения.
Но у нас не Швейцария, где каждый предприниматель озабочен своей деловой репутацией, поэтому не исключено, что недобросовестные фирмы сумеют обойти этот заслон, просто поменяв название и явившись на рынок под другим именем. Впрочем, надо сказать, что ФЗ № 44 мы изучаем давно, и его вступление в силу не стало для нас неожиданностью. В частности, мы загодя разработали типовую документацию для подачи заявок, проекты типовых контрактов, поняли, как планировать наши нужды исходя из возможностей городского бюджета. Ведь кроме собственно судьбы муниципального заказа нас волнует и то, в каком состоянии в городе находится малый и средний бизнес — наши главные партнёры в деле модернизации городского хозяйства. И это не просто красивые слова. За последние годы количество несостоявшихся конкурсов — по причине отсутствия заявок со стороны потенциальных подрядчиков — резко сократилось, а это значит, что конкуренция в городе налажена, предпринимательская активность граждан растёт. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы честные предприниматели с рынка муниципального заказа не уходили. Закон предусматривает чёткую квоту участия малого и среднего бизнеса в конкурсах и аукционах, и это очень хорошо, что, выполняя муниципальный заказ, эти предприятия конкурируют между собой, а не с крупными монополистами — за этим администрация города следит очень внимательно. Всё, что требуется от подрядчика в новых условиях — быть предельно внимательными при оформлении заявки и по возможности рассчитывать свои силы, чтобы минимизировать и свои риски, и риски заказчика работ. Иначе неизбежно последуют санкции со стороны муниципалитета, что скажется на перспективе дальнейших взаимоотношений города и подрядчиков, а нам ведь важно не наказать нарушителя контракта, а получить качественный объект.
Администрация Екатеринбурга тщательно следит за эффективностью расходования бюджетных средств. Так, только за июнь 2013 года Комитет по строительству рассмотрел 801 заявку на выполнение муниципального заказа и заключил с подрядчиками контракты на общую сумму 1,18 миллиарда рублей. В числе лотов, выставленных тогда на аукцион, такие значимые для города объекты, как детские сады на улице Бардина и Сиреневом бульваре, проектирование поликлиники на юго-западе Екатеринбурга и нового моста через реку Исеть по улице Челюскинцев. В июле 2013 года комиссия по муниципальному заказу рассмотрела 704 заявки по разделу «Капитальное строительство», провела 7 запросов котировок и 124 открытых аукциона в электронной форме. По результатам торгов заключены контракты на общую сумму 3,1 миллиарда рублей, местный бюджет в итоге сэкономил 64,2 миллиона рублей. Осенние же торги прошлого года дали старт ещё одному важному проекту — развитию застроенной территории в районе улиц Репина — Заводской — Начдива Васильева. В этом районе в течение 6 лет будет построен квартал многоэтажных жилых домов, куда планируется переселить жильцов из аварийных и подлежащих сносу домов, расположенных на улице Начдива Васильева, 22 и 24 и попадающих в зону застройки. Кроме того, в зону застройки попадают еще 13 домов, включённых в муниципальную адресную программу по сносу и реконструкции многоквартирных домов в 2013—2015 годах. Вдобавок застройщик обязался построить или реконструировать объекты инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур этого района, а также проложить дороги.
Но объекты социальной сферы и жилищного строительства — не единственная сфера применения системы муниципальных заказов в столице Урала. Так, в 2013 году глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ заявил о возможности размещения муниципальных заказов и для предприятий оборонных отраслей, которые вполне могли бы производить для города различное энергоэффективное оборудование, транспорт, осветительные приборы, светофоры, коммунальную технику.
Кстати
Действие ФЗ № 44 не распространяется на закупки, поставщиками в которых являются международные финансовые организации, созданные на основании международных договоров, а также закупки товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».