Внимание, подрядчик: закон ужесточился! » новости Екатеринбурга и УрФО

Внимание, подрядчик: закон ужесточился!

26-06-2014, 08:00
Внимание, подрядчик: закон ужесточился!
Фото:

Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения и муниципальных нужд», вступивший в силу 1 января 2014 года, может осложнить взаимоотношения между муниципалитетом и подрядчиками в сфере выполнения муниципального заказа. Такую озабоченность высказал в интервью нашему корреспонденту заместитель начальника Департамента экономики администрации Екатеринбурга Вадим ПАВЛОВСКИХ.

— Вадим Юрьевич, напомните читателям, какие сферы городского хозяйства подпадают под требование обязательного проведения конкурсных процедур?

— Всё сферы, кроме формирования заработной платы. В том числе строительство и реконструкция социально значимых объектов, то есть детских садов, школ, больниц, ремонт дорог и инженерных сетей ЖКХ.

 

Документ увеличился на треть

 

— Тогда расскажите в двух словах, чем отличаются требования нового закона от положений ФЗ № 94, по которому раньше строились взаимоотношения муниципалитета и подрядчиков?

— ФЗ № 44 — очень объёмный документ, по сравнению с предыдущим законом он увеличился на треть, плюс 200 сопутствующих нормативных актов, которые уже приняты либо принимаются федеральным правительством. В настоящее время в закон уже внесли 2 пакета поправок.

Авторы закона декларируют, что это необходимо для повышения эффективности и результативности работ по муниципальным закупкам, обеспечения прозрачности осуществления закупок и предотвращения злоупотреблений. Если вкратце, новый закон содержит более широкий круг вопросов правового регулирования муниципальных контрактов. Если старый закон регулировал только саму процедуру закупок, то новый вводит требования к планированию заказчиком потребностей на весь бюджетный год, а также отчётность перед общественностью за осуществление закупок. В частности, теперь при заключении контракта на строительство объектов социальной сфера, ремонт дорог или закупку оргтехники для школ вводится двухуровневая система планирования, усложняется система контроля (за счёт ведомственного общественного контроля). Банкам вменяется в обязанность публиковать на своих официальных сайтах полный реестр банковских гарантий для заказчика. Но банки, увы, не всегда выполняют свои обязанности — а значит, есть риск того, что всё бремя ответственности опять упадёт на плечи заказчика, а подрядчик получит дополнительную головную боль из-за того, что срок заключения контракта для него увеличится.


Сегодня без оформленного на конкурсной основе муниципального заказа не построить детский сад… Фото: архив.

И это не единственный пример того, как усложнится положение подрядных организаций, желающих принять участие в муниципальных торгах. Например, от них требуется теперь указать в заявке не только ИНН фирмы — участника закупок, но и ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, либо лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки. Данное требование прямо установлено для участия не только в открытом конкурсе, но и в электронном аукционе, и даже в запросе котировок. Отсутствие этих данных в заявке участника является причиной отказа в праве принять участие в торгах. К сожалению, если подрядчику отказали по такой вот на первый взгляд формальной причине, ему придётся ждать своего следующего шанса, потому что работает система «одна заявка — одно решение».

 

Отсекать недобросовестных стало сложнее

 

— Какие ещё риски могут возникнуть?

— Прежде всего, мы опасаемся того, что теперь сложнее будет контролировать и отсекать «на входе» недобросовестных подрядчиков, которые срывают сроки выполнения работ и оказывают услуги ненадлежащего качества. Ведь недобросовестные подрядчики в первую очередь залезают в карман рядовых горожан. Поэтому сегодня мы ведём планомерную работу по внесению недобросовестных подрядчиков в реестры недобросовестных поставщиков, применяем штрафные санкции. При этом надо понимать, что цель муниципалитета — не возмещение финансовых потерь от действий подрядчика, а реализация вопросов местного значения.

Но у нас не Швейцария, где каждый предприниматель озабочен своей деловой репутацией, поэтому не исключено, что недобросовестные фирмы сумеют обойти этот заслон, просто поменяв название и явившись на рынок под другим именем. Впрочем, надо сказать, что ФЗ № 44 мы изучаем давно, и его вступление в силу не стало для нас неожиданностью. В частности, мы загодя разработали типовую документацию для подачи заявок, проекты типовых контрактов, поняли, как планировать наши нужды исходя из возможностей городского бюджета. Ведь кроме собственно судьбы муниципального заказа нас волнует и то, в каком состоянии в городе находится малый и средний бизнес — наши главные партнёры в деле модернизации городского хозяйства. И это не просто красивые слова. За последние годы количество несостоявшихся конкурсов — по причине отсутствия заявок со стороны потенциальных подрядчиков — резко сократилось, а это значит, что конкуренция в городе налажена, предпринимательская активность граждан растёт. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы честные предприниматели с рынка муниципального заказа не уходили. Закон предусматривает чёткую квоту участия малого и среднего бизнеса в конкурсах и аукционах, и это очень хорошо, что, выполняя муниципальный заказ, эти предприятия конкурируют между собой, а не с крупными монополистами — за этим администрация города следит очень внимательно. Всё, что требуется от подрядчика в новых условиях — быть предельно внимательными при оформлении заявки и по возможности рассчитывать свои силы, чтобы минимизировать и свои риски, и риски заказчика работ. Иначе неизбежно последуют санкции со стороны муниципалитета, что скажется на перспективе дальнейших взаимоотношений города и подрядчиков, а нам ведь важно не наказать нарушителя контракта, а получить качественный объект.


... не отремонтировать трамвайные пути… Фото: Антон БУЦЕНКО.

Знаете ли вы, что…

Администрация Екатеринбурга тщательно следит за эффективностью расходования бюджетных средств. Так, только за июнь 2013 года Комитет по строительству рассмотрел 801 заявку на выполнение муниципального заказа и заключил с подрядчиками контракты на общую сумму 1,18 миллиарда рублей. В числе лотов, выставленных тогда на аукцион, такие значимые для города объекты, как детские сады на улице Бардина и Сиреневом бульваре, проектирование поликлиники на юго-западе Екатеринбурга и нового моста через реку Исеть по улице Челюскинцев. В июле 2013 года комиссия по муниципальному заказу рассмотрела 704 заявки по разделу «Капитальное строительство», провела 7 запросов котировок и 124 открытых аукциона в электронной форме. По результатам торгов заключены контракты на общую сумму 3,1 миллиарда рублей, местный бюджет в итоге сэкономил 64,2 миллиона рублей. Осенние же торги прошлого года дали старт ещё одному важному проекту — развитию застроенной территории в районе улиц Репина — Заводской — Начдива Васильева. В этом районе в течение 6 лет будет построен квартал многоэтажных жилых домов, куда планируется переселить жильцов из аварийных и подлежащих сносу домов, расположенных на улице Начдива Васильева, 22 и 24 и попадающих в зону застройки. Кроме того, в зону застройки попадают еще 13 домов, включённых в муниципальную адресную программу по сносу и реконструкции многоквартирных домов в 2013—2015 годах. Вдобавок застройщик обязался построить или реконструировать объекты инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур этого района, а также проложить дороги.


… и даже новый светофор не установить. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Но объекты социальной сферы и жилищного строительства — не единственная сфера применения системы муниципальных заказов в столице Урала. Так, в 2013 году глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ заявил о возможности размещения муниципальных заказов и для предприятий оборонных отраслей, которые вполне могли бы производить для города различное энергоэффективное оборудование, транспорт, осветительные приборы, светофоры, коммунальную технику.

Кстати

Действие ФЗ № 44 не распространяется на закупки, поставщиками в которых являются международные финансовые организации, созданные на основании международных договоров, а также закупки товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

erid: erid: