Торговля — двигатель жизни и показатель развития » новости Екатеринбурга и УрФО

Торговля — двигатель жизни и показатель развития

26-07-2014, 08:00
Торговля — двигатель жизни и показатель развития
Фото:

Достаточно часто профессиональный праздник становится общегородским. Скажем, таким праздником для Верхней Пышмы или Серова стал День металлурга.

Разумеется, Екатеринбург слишком велик, чтобы и здесь какой-то профессиональный праздник стал общим для всех. Есть несколько праздников, которые приближаются к такому статусу, и среди них — отмечаемый сегодня День работника торговли.

Лет тридцать назад никто бы не поверил в такую возможность. Да и сам праздник отмечался весьма скромно, данная профессия имела скорее негативную репутацию. Причиной (и следствием одновременно) этого было то, что торговля мало радовала советских людей: убогий ассортимент, серые витрины, дефицит всего, очереди и хамство людей за прилавком.

Хотя нельзя не отметить, что в Свердловске ситуация всё же была чуть лучше, чем в остальной провинции, — общий высокий уровень города, присущая его жителям креативность и настойчивость не могли не сказаться и здесь. Скажем, в 1970-е открылся «Универсам № 1», ставший образцом для многих городов. А уже в перестройку — первый советский супермаркет «Кировский».

Новые времена позволили расстаться с заскорузлыми механистичными подходами. Марксистская теория полагала, что производство товара исчерпывается его изготовлением и доставкой к месту жительства потребителя. Торговля в этом контексте выглядела «пятым колесом у телеги». Но ведь для потребителя товар остается голой абстракцией, пока он не нашёл и не выбрал его. Более того, процесс выбора и сам акт долгожданной покупки могут стать удовольствием, которое составит немалую часть потребительской ценности товара. Так что торговля — это составная часть процесса создания товара: доставить клиенту сопутствующее удовольствие, помочь найти и выбрать, проверить и укомплектовать, а то и доставить на дом, смонтировать…

Соответственно, в рыночных условиях российская торговля начала стремительно развиваться, заполняя сложившийся в советские годы вакуум.

А в Екатеринбурге торговля развивалась опережающими темпами. Сказалось выгодное местоположение города на перекрестке транспортных путей в густонаселенном макрорегионе, где хорошо развиты именно экспортно ориентированные отрасли.

Сформировалась положительная обратная связь. Каждый шаг вперед, успех городской торговли расширял сферу влияния Екатеринбурга — территорию, с которой люди приезжают к нам за покупками. А рост числа покупателей подталкивает дальнейшее развитие.

В рейтинге Российского совета торговых центров, который ведётся с 2003 года, торговые центры столицы Урала уже традиционно занимают первые места. За нами — более 300 номинантов из других регионов и городов России, включая Москву и Санкт-Петербург. А по исследованиям европейских торговых ассоциаций Екатеринбург — единственный из мегаполисов России, где не просто достигнут европейский норматив обеспеченности торговыми площадями (1 кв. метр на душу населения), а значительно превышен (у нас это около1,3 кв. метра на жителя города), и в результате по этому показателю от нас отстают даже европейские столицы; к слову, и столица России Москва — среди этих отстающих от нас. Уже несколько лет подряд в Екатеринбурге вводится более миллиона квадратных метров нежилых помещений (2012 год — 1 022,2 тыс. кв. метров, 2013-й — 1 023,1 тыс. «квадратов») — и значительную часть этих площадей занимают торговые комплексы, торгово-развлекательные центры; да, собственно, и в так называемых деловых центрах довольно офисов, чья деятельность сопряжена с торговлей. Так, за 2013 год за счёт нового строительства введено 2 торговых центра, 5 торговых комплексов, 29 продовольственных магазинов, 1 гипермаркет, 13 продовольственных супермаркетов, 6 деловых центров. И общая торговая площадь организаций розничной торговли составила к началу 2014 года 1 млн. 813 тыс. кв. метров.

Постоянно растут показатели розничного товарооборота. Если по итогам 2012 года он составил 608 млрд. рублей, то по итогам 2013-го — уже 677 млрд. Екатеринбург в этом плане соревнуется уже даже не с другими «миллионниками», а с регионами страны — лишь девять из них, включая Москву, Санкт-Петербург и, понятное дело, Свердловскую область, превосходят нас. Девять из восьмидесяти с лишним! Да что там, до товарооборота Екатеринбурга недотягивают многие государства…

Совершив фантастический скачок за 20—25 лет, торговля стала одним из четырех-пяти направлений экономики, на которых держится огромный город. Иногда приходится слышать рассуждения, будто торговля — это «плохие», «негативные» деньги в отличие от производства. Но хорошо рассуждать о высоком, когда всё хорошо! Коллапс производства начала 1990-х никоим образом не был спровоцирован ростом торговли. Если бы не торговля, кормившая десятки тысяч людей и наполнявшая городской бюджет, Екатеринбург деградировал бы тогда — как это случилось с множеством других центров машиностроения. И возродить его в 2000-х, когда конъюнктура поменялась, уже не удалось бы, потому что деградация и обнищание города неминуемо влекут за собой деградацию человеческого капитала.

И сегодня торговля дает работу и доходы множеству екатеринбуржцев, выплачивает огромные суммы в бюджеты. И, к слову, не будем забывать, что она дает работу множеству смежных отраслей — строительство, транспорт-логистика, банковское дело… И при этом нисколько не препятствует развитию производства.

А самое главное — она формирует современное качество нашей жизни. Мы все, конечно, обожаем поворчать на нынешнюю жизнь. Но нельзя не признать, что если бы нас перенесли на машине времени из 1984 года в 2014 год и показали супермаркет с фруктами дальних стран и двадцатью сортами колбасы… а девушек отвели бы в торговый центр с бутиками… а мужчин — в «гипермаркет товаров для рыбалки»… А еще рассказали, что телевизор или холодильник можно купить, не выходя из дома, заказав доставку на завтра. Да мы бы онемели!

Так что скажем огромное спасибо труженикам торговли в день их праздника. Работа у них, к слову, очень и очень нелегкая. Ничуть не легче, чем у станочника.

erid: erid: