… и треснул дом напополам » новости Екатеринбурга и УрФО

… и треснул дом напополам

20-08-2015, 08:00
… и треснул дом напополам
Фото:

Зачастую самые простые, казалось бы, правила — одновременно самые трудные к исполнению. Вот Жилищный кодекс РФ взять, где ясно сказано: собственники жилья вправе самостоятельно выбирать форму управления многоквартирным домом, а выбрав — контролировать расход средств на домашнем счёте. Но это в теории. На практике постоянно — или жильцы на собрание не приходят, или половина их — арендаторы жилья, не имеющие права голоса, или со счётом «непонятки». А бывает и того хуже: делятся соседи на противоборствующие группы, каждая из которых считает другую скопищем всех грехов.

В доме № 35 по улице Испанских рабочих именно такой конфликт. Группа из 8 человек, именуемая Общественным советом жильцов, во главе которого старожил дома, инженер и архитектор по профессии, в прошлом член правления кооператива Эльза КОРОБКИНА, обвиняют нынешнее правление, возглавляемое председателем ЖЭК-44 Натальей МАКУШЕНКО, в «непрозрачном» управлении домом и его финансами. За два с небольшим года, пока идёт эта «кооперативная война», члены Совета обращались и в полицию, и в Госжилинспекцию, и в муниципальные органы власти, и к независимым юристам, пытаясь привлечь внимание к ситуации и «принять меры». Мол, Макушенко самовольную реконструкцию двора затеяла — с нарушениями СНиП, да ещё и с вырубкой 28 кустов боярышника и американских клёнов. А сметы благоустройства двора при этом заказывались в разных организациях по договорной стоимости. Проект же благоустройства, согласованный со всем нужными инстанциями — в том числе пожарной службой и ГИБДД, инициативная группа даже в глаза не видела, хоть и просила выдать документ на ознакомление. Эльза Петровна опасается, что на этом месте будет разбита ещё одна автопарковка — причём для машин арендаторов, ведь большинство законных собственников квартир — люди «безлошадные»…


... а во дворе на месте вырубленных деревьев уже обустраивается детская площадка. Фото: Евгений СУСОРОВ.

Разумеется, у Натальи Макушенко и её «группы поддержки» совсем другая версия происходящего. Мол, Наталья Эриковна — вообще лучший председатель кооператива за всю полувековую историю дома. Во дворе же строится детская площадка. Правда, парковочную зону во дворе недавно действительно расширили, но пользоваться ею будут, прежде всего, собственники квартир, а арендаторы уже так, «по остаточному принципу». Вырубленные же деревья, мол, были старыми и потенциально пожароопасными, за ними много лет никто не ухаживал — того и гляди, упадут на головы гуляющих во дворе детей. Более того: по словам Натальи Эриковны, за реконструкцию (а заодно и за вырубку деревьев) проголосовало большинство собственников на собрании. Оно было заочным: члены правления просто раздали жильцам бюллетени для голосования на тему: «Нужна ли нам детская площадка и ограждение вокруг дома с воротами?» Можно сколько угодно сомневаться в легитимности голосования, но факт остаётся фактом: детская площадка во дворе действительно строится. Уже и качели стоят, и газоны насыпаны, и бордюры вокруг них по периметру выложены, и ограждение вроде бы как заказано… Правда, установлено оно будет только в начале октября. Общая стоимость всех работ, включая монтаж JPS-модуля на воротах, составляет, по версии Натальи Макушенко, 478 000 рублей. Но Эльза Коробкина уверена, что реальная стоимость намного больше…

Выяснить, где правда зарыта, очень просто: предоставить жильцам смету работ, чтобы лишних вопросов не возникало, а заодно и допустить к ознакомлению со спецсчётом, который был заведён в апреле, когда встал вопрос о форме управления домом. И вот здесь опять правят бал взаимоисключающие параграфы: по версии «группы Макушенко», сметы и счёт — не закрытая информация, пожалуйста, знакомьтесь, кто хочет, но… на определённых условиях. Либо в рамках собрания жильцов, либо по отдельному обращению, либо в официальный день приёма, то есть в понедельник. По версии же «группы Коробкиной», легче луну с неба достать, чем простому смертному ознакомиться с состоянием домового спецсчёта.

Сметы же капремонта, организованного в 2012 году правлением кооператива, тоже вызывают у Коробкиной и её сподвижников много вопросов. Мол, выбранные госпожой Макушенко подрядчики беззастенчиво завышают расценки работ: при расчёте объёма замены сетей «задрали цену» на 61 000 рублей против реальной стоимости. Завышение сметы подтвердили результаты независимой экспертизы, проведённой сразу в двух проектных институтах: «Уралгражданпроекте» и «Уралгипротрансе». Их заключения теперь бережно хранятся в личном архиве Эльзы Петровны. Например, на случай, если дело дойдёт до аудиторской проверки деятельности нынешнего руководства ЖЭК-44. Но для того чтобы организовать такую проверку, нужны очень большие деньги. И кроме как со счёта дома, взять их неоткуда. А счёт контролирует правление ЖЭК. Добиться перерасчёта через суд? Для суда нужна справка из Уральского регионального центра экономики и ценообразования в строительстве, доказывающая факт неверных расчётов. А там проверяют только сметы, финансируемые через бюджет…

Остаётся один вариант (по крайней мере, по убеждению Эльзы Петровны и её единомышленников) — добиваться на общем собрании жильцов смены руководства кооператива, после чего всем домом идти «под РЭМП». Но и тут единства мнений нет: сторонники Коробкиной считают, что РЭМП — гарантия прозрачности финансовых операций и выбор для капремонта стопроцентно лицензированных организаций. Как сообщила по телефону директор по развитию РЭМП Железнодорожного района Елена ПРИСЯЖНЮК, если жильцы большинством голосов решат доверить свою судьбу управляющей компании, им помогут и с оформлением документов, и с поиском подрядчиков на капремонт, и с заключением соответствующих договоров.

В данный момент как раз идёт поквартирный сбор подписей для проведения внеочередного собрания, на котором собираются выдвинуть Наталье Макушенко вотум недоверия. Правление же ЖЭК-44 к идее перехода «под РЭМП» относится резко отрицательно: мол, там расценки на текущий ремонт домов выше, чем в домах кооперативных. А кооператив, по их мнению, как раз — гарантия того, что все деньги со спецсчёта пойдут исключительно на пользу жильцам, а с капремонтом не будет проволочек.

Да и схлынет ли этот конфликт, если дом перейдёт в ведение РЭМП — большой вопрос. Парадоксально, но факт: даже те жильцы, кто обвиняет Наталью Макушенко во всех смертных грехах, не очень-то спешат занять её кресло. А хозяев квартир, арендуемых сейчас чужаками, поди найди ещё. Те же из хозяев, кто искренне болеет сердцем за свой дом (неважно, на чьей стороне) — в абсолютном меньшинстве.

Показательный пример: побеседовать с корреспондентом ВЕ, попытавшимся посмотреть на конфликт беспристрастно, вызвалось 4 человека из числа сподвижников Эльзы Коробкиной и ровно столько же — со стороны правления ЖЭК. От общего числа квартир — меньше 8%. Вот и задумаешься тут, что больше мешает успешному решению квартирного вопроса в России: непрозрачные игры кооперативного начальства, некачественная работа управляющих компаний, жадность подрядчиков — или тотальное равнодушие граждан к судьбе своего жилища? Впрочем, есть смутное подозрение, что первые две напасти впрямую вытекают из третьей. Оттого и дома наши в итоге «трескаются напополам», как в известной песне из «Ночного Дозора». Какие — в фигуральном смысле, а какие и в прямом.

erid: erid: