Светлая грусть в истинно народный праздник » новости Екатеринбурга и УрФО

Светлая грусть в истинно народный праздник

5-05-2012, 08:00
Светлая грусть в истинно народный праздник
Фото:

Распорядиться свободным временем для большинства россиян — проблема. Ещё свежи вздохи по тратам денег и здоровья в долгие новогодние каникулы — сейчас к ним добавятся и терзания майские. Официально — с будущего года, когда по закону рабочий январь станет длиннее, а рабочий май короче; нынче это лишь следствие особенностей календаря и правительственной заботы.

Однако есть у мая существенное отличие от зимних каникул. В мае — День Победы, по социологии, самый публичный праздник в России; встреча же Нового года — действо семейное, хотя и происходит единовременно для всех в каждом из часовых поясов. И если в ночь на 1 января мы за бокалом шампанского лишь вскользь упоминаем прошлое — иной раз и вовсе бы о нём забыть, — зато пристально всматриваемся в будущее, желаем друг другу того, чего ещё не было, то 9 Мая мы особенно пристально вглядываемся как раз в прошлое. Естественно, анализируем настоящее, говорим и о будущем — но обязательно с экскурсом в историю, благо, есть ещё среди нас её живые носители, перенёсшие суровую годину и спасшие Русь. «Лишь бы не было войны». «Вспомнить всех и каждого». «За фронтовое/трудовое братство». Тосты в ностальгической тональности. День Победы — пожалуй, единственный истинно общенародный государственный праздник в России, и ни с годами, ни с новыми поколениями его значение не уменьшается. Возможно, ещё и оттого, что со времени той Великой Победы Русь пережила ещё войны — на чужой и на своей территории, — и полку героев, живых и павших, прибыло, и всем им находится место в памяти народной. И в день 9 Мая страна чтит доблесть уже всех, воевавших во славу Отечества. Без этой великой памяти не будет у народа будущего — вот исторический базис нашего взгляда в перспективу.

По данным опубликованного на этой неделе Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) исследования, 94% россиян назвали 9 Мая особым, важным, значимым днём, и практически все респонденты выказали намерение участвовать в памятных мероприятиях. Впрочем, едва ли можно было ожидать другое: у 67% ныне живущих россиян в 1941—1945 на фронтах погибли родственники, и в каждой третьей семье, слава богу, ещё живы те, кто воевал или работал в годы войны либо ребёнком познал её ужасы. Не удивительно, что большинство (61%) опрошенных ФОМ, отвечая на вопрос о личном восприятии Дня Победы, назвали его «народным праздником»; «государственным» его считают 31% россиян — но никак не узкосемейным и уж точно не просто выходным днём. Замечу при этом, что чем крупнее город и чем моложе (!), образованнее и зажиточнее его жители — Екатеринбург в числе таких мест, — тем более народным там считают 9 Мая.

Впрочем, это объяснимо: уклад жизни в развитом мегаполисе иной, степень личной свободы выше, и надеются здесь больше на себя, на семью, коллег и друзей, наконец, на городское сообщество и избранную им власть — и более чётко понимают, что от того, какие мы и кем вырастим своих детей, зависит будущее Родины; оглядываться же на государство в привычках селян и жителей малых городов и людей с более низким уровнем доходов. Что, собственно, логично — и исследование ФОМ по случаю «народности» и «государственности» Дня Победы невзначай подтверждает данный тезис.

Увы, в целом генетический код нашей нации, заложенный политическими и общественными пертурбациями внутри страны и внешними угрозами, трагическими событиями всего прошлого века, до сих пор держит нас в тисках, не даёт возродиться национальному духу, сковывает нас в решении многих жизненных вопросов; порой мы удовлетворяемся столь малым, что и представить себе не можем, как сильно могли бы продвинуться вперёд — стоило лишь распрямиться. Почувствовать себя единым народом — с единой целью: добиться того, чтобы каждый живущий на российской земле был счастлив, чтобы таланты раскрывались и у каждого была возможность построить собственное светлое будущее; ведь то, что только из счастливых судеб граждан складывается успешная судьба сильной страны, — аксиома.

Но приходится констатировать, что пока мы страна по большей части пессимистов, нежели оптимистов. Хотя те же социологи призывают не драматизировать ситуацию: как правило, «индекс счастья и мира» выше в тех государствах, где народ беден, в обществе царит насилие, или где недавно были либо идут военные конфликты; ниже — там, где ситуация в экономике стабильная и жизнь более-менее спокойная. Выдвигаются даже такие предположения: в «мрачном» настрое граждан России налицо эффект развитых стран — нам есть что терять.

Психологи в таких случаях говорят, что мы грустим, становясь взрослыми, по тому, что не сбылось. Но если грусть светла, а память цепка — всё ещё впереди. С Днём Победы!

erid: erid: