Балетом и байками имидж России не поправить » новости Екатеринбурга и УрФО

Балетом и байками имидж России не поправить

21-09-2011, 08:00
Балетом и байками имидж России не поправить
Фото:

Глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Александр РАДЬКОВ озвучил на днях в Сочи потрясающую по смелости и инновационному наполнению перспективу: туризм может стать второй нефтяной трубой для Российской Федерации — нужно лишь в корне изменить представление мира о России.

Диверсификацию российской экономики следует приветствовать всякую; диверсификацию в предложенном направлении — поощрять вдвойне. Во-первых, мы увеличиваем валовый национальный продукт, причем почти без ущерба для окружающей среды и расходования природных ресурсов. Во-вторых, узы дружбы со всеми народами и государствами позволяют сэкономить на расходах по защите от вероятных посягательств извне. И 2,5 млрд. рублей на привлечение туристов в Россию в этом году, как и все 332 млрд., зарезервированные в программе Ростуризма, одобренной Правительством ещё летом, на развитие внутреннего и въездного туризма до 2018 года — согласитесь, скромная цена для достижения столь глобальных целей.

Смущает одно — акценты в этой программе расставляются весьма странные.

Снова в который раз возникает впечатление, что федеральные чиновники витают в облаках. По их мнению, въездному международному туризму препятствует лишь то, что иностранцы не знают, какая хорошая страна — Россия. То же самое мешает и внутрироссийскому туризму, поскольку и россияне этого не знают. Но что касается заграницы, там ситуацию усугубляет то, что мировая закулиса специально клевещет на Россию. А потому вышеупомянутые деньги планируется потратить на… пиар России за рубежом и внутри.

Спору нет, пиар — дело в нашу эпоху важное и нужное. Без рекламы никуда, и на телеэкранах мы постоянно видим рекламные ролики, размещенные турведомствами Турции, Египта, Кипра, Испании… А на европейских каналах рекламируются Черногория, Румыния, Казахстан…

Но реклама не имеет смысла, если она не подкреплена реальностью. В эпоху Интернета личный опыт вмиг становится достоянием миллионов. А что могут рассказать посетившие Россию? Катастрофическая нехватка привычных им вещей, грязь и бескультурье, хамство, криминал и наплевательское отношение правоохранителей. И ладно бы всё это компенсировалось дешевизной — так нет, из-за неразвитости профильного бизнеса на местах цены вполне «на мировом уровне».

Это, увы, перечеркивает любые рассказы об исторических достопримечательностях, а также романтику нескончаемых лесов и трескучих морозов — именно на эти факторы планируют сделать упор в рекламе.

Конечно, чиновники собираются и реальность менять. Однако планы какие-то лучезарно-шапкозакидательские: определили перечень регионов — которые, заметим, до сих пор на ниве туризма и отдыха почти никак себя не проявили — и постановили устроить там «туристические кластеры». Делай «раз», делай «два», делай «три» — туристическая жемчужина готова.

Однако с такой легкостью могут появиться какие-нибудь «потемкинские деревни» — возможно, этим цели чиновников и ограничиваются. Чтобы реально переменить ситуацию, нужны, как и в прочих отраслях, не только вложения в инфраструктуру, но прежде всего — стимулирование бизнеса. А это невозможно без изменения отношения к нему в обществе. Нужна высокая культура отношения к туристам, что невозможно без радикального изменения и повышения культуры россиян в целом. Никто отдыхать в гости к мрачным людям не поедет. Едут к услужливым, как тайцы, или веселым, как креолы…

Если брать Свердловскую область, в 90-е годы здесь попытались создать объект цивилизованного туризма — парк «Оленьи ручьи». Что сейчас? Некий деляга в явном сговоре с чинами из районной администрации и суда «прихватизирует» то, что построено другими, разрушает созданную туристическую инфраструктуру — и плевать им всем на международный имидж России. Увы, областные власти пока этим вопросом не занялись — а зря, это было бы куда эффективней, чем бесконечные совещания о туристических кластерах.

По сути, без краски стыда Россия может показывать сегодня иностранцам лишь несколько мегаполисов: Москва, Екатеринбург, Питер, Нижний Новгород, Новосибирск — вот настоящие «витрины», демонстрирующие миру будущее России. На федеральном уровне давно пора это понять и перестать питать иллюзии о чудесной российской глубинке. Федерация имеет много резонов сосредоточиться на поддержке мегаполисов, превращении их в агломерации — и в плане развития туризма тоже.

erid: erid: