Лучший муниципальный депутат — депутат без партии » новости Екатеринбурга и УрФО

Лучший муниципальный депутат — депутат без партии

27-11-2012, 08:00
Лучший муниципальный депутат — депутат без партии
Фото:

До выборов депутатов Екатеринбургской городской Думы и главы Екатеринбурга — председателя Гордумы — 285 дней. Избирать согласно федеральному законодательству мы будем их в Единый день голосования, установленный на территории всей страны, — 8 сентября 2013 года.

Казалось бы, «ещё» до выборов несколько месяцев — а ведь можно сказать и «осталось уже не так много». Особенно если учесть, что главные действующие лица на этом празднике жизни — избиратели — в массе своей не представляют, что им предстоит делать. Что говорить о рядовых обывателях, если даже профессионалы, гордо величающие себя «экспертами», иногда проявляют полное незнание вопроса. Например, призывают «восстановить в Екатеринбурге прямые выборы мэра», не подозревая, что невозможно восстановить то, что уже есть. Именно 8 сентября мы и будем всенародно его избирать.

Впрочем, отчасти такое незнание обусловлено стремительной переменой правил игры в последние годы. И есть все основания ожидать, что перемены эти не закончились.

В «нулевые» годы наши законодатели, отталкиваясь от местами печального опыта российской демократии 1990-х, стремились сконструировать механизмы, защищающие нашего избирателя от его же собственного инфантилизма и некомпетентности, а Россию — от распада по территориальному принципу. Слишком легко демагоги, за которыми стояли большие деньги, приходили к власти: в некоторых регионах губернаторами стали ставленники криминала, в Нижнем Новгороде, тогда претендовавшем на звание «третьей столицы», мэром однажды был избран человек с судимостью. Значительной популярностью, то есть шансами прорваться к власти, обладали сепаратисты всех мастей. А как показал опыт ряда кавказских республик, опасен не только выход региона из состава РФ, а ситуация, когда формально он в составе страны, вот только общие законы там не действуют. Начинается вакханалия с чеченскими «липовыми авизо» (фальшивыми банковскими чеками), выданными чёрт-те кому в Ингушетии водительскими правами и т. п.

Соответственно, оказались зарегулированы выборы глав регионов. Что касается муниципального уровня, здесь стали продвигать «двуглавую систему», когда избранный глава уравновешивается фигурой сити-менеджера, профессионала, назначаемого совместно с властями региона. А муниципальные законодательные органы рекомендовалось избирать не абы из кого, а по партийным спискам, то есть из людей, прошедших отбор партийной бюрократией.

«Полевые испытания», однако, показали, что новации тоже несвободны от серьёзных недостатков. Люди плохо понимают «ограниченную» демократию. Сколь квалифицированным бы ни был избранный по новым правилам деятель, он априори обречён на недоверие населения. А любое его решение или предложение будет подвергаться обструкции — тем паче что в силу национальных традиций у нас неприязнью окружены и те, кто избран абсолютно демократически.

В этой связи снова заговорили о желательности изменения правил формирования системы муниципальной власти и в Екатеринбурге. На предстоящих выборах половина депутатов должна быть избрана по «старым правилам» (депутаты-одномандатники), а другая — уже по партийным спискам. Но люди хотят избирать представителя от своего района, округа, а не каких-то абстрактных представителей партии. Тем паче что городские, бытовые проблемы безумно далеки от борьбы партийных идеологий. И, что ещё важнее, партии уже неоднократно допускали ошибки в своей кадровой политике. О чём говорить, если, к примеру, «Яблоко» в Екатеринбурге двигает то г-на БОРОВИКА, то еще более одиозного г-на ПЕТЛИНА, причём продолжает двигать даже после того, как он фактически признался в совершении вымогательства?

На прошедшем в ноябре заседании круглого стола, что проводился на базе Института муниципального управления, известные научные, общественные деятели, представители органов власти подчёркивали, что голосование на муниципальных выборах за партийные списки, а не за личности, противоречит основным принципам местного самоуправления, провозглашённым в международных и национальных нормативных актах. По сути, сводит на нет саму сущность местного самоуправления. Как видим, поведение избирателей на большинстве муниципальных выборов — голосованием за личности — только подтверждает эти экспертные наблюдения.

Конечно, предполагать, что Устав Екатеринбурга на основе этих мнений будет срочно и кардинально изменён, не приходится. О том, что такой спешки и не планируется, говорил вчера в прямом эфире и заместитель главы Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр ВЫСОКИНСКИЙ — но то, что следует постепенно сокращать партийное представительство в Гордуме в пользу одномандатников, очевидно, что Высокинский и обозначил.

Что касается «двуглавой» системы, можно уверенно сказать, что опыт работы екатеринбургского «тандема» положительный — город развивается, уровень благосостояния жителей растёт. Но и эта система должна в будущем получить своё развитие — наверное, логично сделать это через избирательный цикл (эту тезу поддержал вчера и Высокинский). Об этом говорит и социология: горожане и экспертное сообщество высказываются за то, чтобы в Екатеринбурге со временем был один градоначальник, но чтобы его избирали все горожане.

erid: erid: