Бюджет-2013: напряжённый, реальный, социальный » новости Екатеринбурга и УрФО

Бюджет-2013: напряжённый, реальный, социальный

14-12-2012, 08:00
Бюджет-2013: напряжённый, реальный, социальный
Фото:

В бюджете Екатеринбурга на 2013 год, принятом во вторник депутатами Гордумы в первом чтении, доходы составят 29 млрд. 75 млн. рублей, расходы — 30 млрд. 850 млн. рублей. Таким образом, закладываемый пока дефицит бюджета равен 1 млрд. 775 млн. рублей.

Однако эта ситуация не выглядит критичной для муниципального финансового свода, если учесть, что, скажем, и бюджет-2012 также попервоначалу выстраивался с дефицитом (545 млн. рублей), но по итогам 9 месяцев доходы бюджета уже превысили расходы на 1,81 млрд. рублей — докладывал депутатам Гордумы в ноябре начальник департамента финансов администрации города Андрей КОРЮКОВ. То есть благодаря тому, что экономика Екатеринбурга успешно развивается, доходы населения растут, потребительский спрос увеличивается, стимулируя производство товаров и услуг, муниципальная казна полнится быстрее, чем расписываются её расходные обязательства. Вот и в этот раз депутаты приняли предложение мэрии увеличить в 2013 году социальную нагрузку на бюджет города, — справедливо предполагая, что благодаря усилиям городской администрации по созданию благоприятной деловой атмосферы в Екатеринбурге и, соответственно, активности бизнеса доходы городской казны будут полниться ещё быстрее.

Следует отметить, что особенностью бюджета-2013 является программно-целевой принцип. Более половины средств направляются на реализацию долгосрочных программ и формирование муниципального дорожного фонда. К слову, предложение городской администрации о дорожном фонде своего рода ноу-хау в муниципальной финансовой политике. И, думается, если посредством такого фонда упорядочатся формирование и использование бюджетных ассигнований на дорожную деятельность, в том числе на капитальные ремонты и ремонты дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям, то горожане предметно ощутят эффективность трат на все эти цели — они закладываются в объёме 2 млрд. 541 млн. рублей.

Поясню, что среди источников формирования фонда не одни только изначально заложенные в муниципальный бюджет суммы и межбюджетные трансферты. В доходных статьях фонда различные предписанные Бюджетным кодексом сборы — но их ещё предстоит, как вы понимаете, собрать, и, таким образом, это ещё одно из свидетельств апробированной годами практики бюджетного строительства в Екатеринбурге — обозначить цели, определить проектные задачи и работать над доходами, чтобы проблему было за счёт чего решать. Это и называется программно-целевым и инвестиционным построением бюджета.

Кстати, сравнивая бюджеты прошлых лет и предстоящий, заместитель главы администрации города по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр ВЫСОКИНСКИЙ подчеркнул, что если раньше муниципалитет тратил порядка 25 млрд. рублей на текущие расходы и порядка 4 млрд. на развитие города, то в 2013 году с учётом программы «Столица» существенно увеличиваются как раз расходы на развитие города, в частности, на дорожное строительство и ремонт.

Александр Высокинский отмечает также, что приоритетными в бюджете-2013 мэрия видит социальную сферу (целевые программы по направлениям городского развития), капитальный ремонт и строительство. Так, будет продолжена реконструкция школ (№ 88 и № 155), а также строительство новой школы на Ботанике. Несомненный приоритет — программа развития сети детских садов. Естественно, из муниципальной казны пойдут деньги и на капитальный ремонт учреждений социальной сферы, где люди бывают постоянно, кто чаще, кто реже, — больницы, например, отделения терапии и проч.

Ещё один приоритет, который прослеживается в бюджете-2013 — повышение с октября будущего года заработной платы работникам ряда секторов муниципальной сферы. Предусматриваются такие параметры: работникам социальной сферы — на 15%; сотрудникам учреждений общего образования — до средней по экономике; работникам детских дошкольных учреждений — до средней по образованию. Как пояснил Высокинский, речь может идти о повышении зарплат работников детсадов до 23—25 тыс. рублей в месяц (сейчас по учреждениям дошкольного образования есть зарплаты и 12, и 15, и 18 тыс. рублей). Мэрия исходит из того, что, решая проблему с обеспечением детскими садами, следует одновременно заботиться и о том, чтобы в них работали действительно хорошие специалисты.

Конкретные цифры социальных расходов бюджета-2013 выглядят так. На сферу образования — около 15,3 млрд. рублей. Социальную политику — почти 3 млрд. ЖКХ — почти 2,5 млрд. Здравоохранение — более 1,5 млрд. Культуру — более 1,1 млрд.

Легко подсчитать, что бюджет-2013 носит социально ориентированный характер: расходы муниципальной казны на эту сферу составят 68,9%.

В отношении же первоначально заложенного дефицита следует учитывать, что бюджет следующего года — это бюджет первого года трёхлетия, муниципальные финансы которого также просчитаны. Как пояснил после внесения проекта бюджета в Гордуму глава администрации города Александр ЯКОБ, планируется постепенное снижение бюджетного дефицита. Если бюджет-2013 имеет изначальный дефицит порядка 9%, то уже к 2015 году он снизится примерно до 2%. Именно трёхлетнее планирование городских финансов позволяет реально увидеть такую перспективу.

erid: erid: