Резать или переносить? » новости Екатеринбурга и УрФО

Резать или переносить?

7-02-2014, 08:00
Резать или переносить?
Фото:

В конференц-зале Уральской торгово-промышленной палаты (ул. Народной воли, 19а) 4 февраля собрался круглый стол на тему: «Реконструкция Центрального стадиона: раскол мнений». Удивительно, что ещё кто-то поднимает эту тему, ведь решение ФИФА, то есть Всемирной футбольной федерации, подразумевает только одно решение: матчи группового этапа чемпионата мира в 2018 году состоятся на новой арене именно по адресу: ул. Репина, 5.

Нон-стоп. Однако представители общественности, как-то Марина САХАРОВА, градостроитель и участник общественного движения «Реальная история»; Лариса ШАШКИНА, архитектор-реставратор; Людмила ТОКМЕНИНОВА, старший научный сотрудник УралГАХА, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ и ряд других всё-таки против. Отчего и почему?

Почему специалисты и общественники «ломают копья»? Участие в обсуждении темы приняли члены Общественного совета по реконструкции стадиона, представители независимых архитектурных институтов. Одни говорили, что надо сохранять существующий градостроительный ансамбль Центрального стадиона и прилегающих к нему архитектурных комплексов, другие утверждали, что надо внедрять проект реконструкции и стадион переделывать.

Корреспондент «Вечернего Екатеринбурга» поинтересовался мнением одного из ведущих уральских архитекторов Александра СТАРИКОВА — почётного академика Российской академии художеств, заслуженного архитектора России, в течение двух десятилетий ректора Уральской государственной архитектурно-художественной академии.

— Александр Александрович, вы согласны, что узел вокруг Центрального стадиона — один из самых сложных в градостроительном плане?

— Кто бы спорил. Это центр Екатеринбурга, и, по моему мнению, решение о проведении матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году и предстоящая реконструкция пойдут только на благо горожанам. Ведь уже заявлено, что из федерального бюджета будет выделено 19 млрд. рублей. При этом проект модернизации касается не только непосредственно территории стадиона.

Можно поподробнее?

— Это и новые транспортные развязки, в том числе соединение проспекта Ленина с улицей Татищева. Мы над этим вопросом бьёмся с 1972 года.

— Как вы считаете, Екатеринбург готов принять сотни тысяч болельщиков из-за рубежа, из соседних областей?

— Без сомнений. Екатеринбург — уже давно центр гостеприимства.

— В чём, на ваш взгляд, главные вопросы по Центральному стадиону?

— Первый — сам проект. Второй — экология. Третий — строительство другой арены. Четвёртый — не пострадает ли историческое наследие. Ведь часть стадиона — это памятник, охраняемый государством. Пусть в малой части — две стены и часть ограды.

— Уже принятое решение по модернизации не противоречит ли этим четырём условиям?

— Нет. Категорически — нет. Во-первых, все памятники архитектуры будут отреставрированы. Та же медицинская академия на Репина.

— А как вам выступления оппонентов?

— Я внимательно выслушал их доводы. И не согласился. Та же Лариса Вальтеровна Шашкина была автором проекта и куратором реконструкции Центрального стадиона в 2006—2011 годах. Фактически она уничтожила стадион, а сейчас настаивает, что модернизация запрещена законом…Но если это противозаконно, зачем вы разрушили старый стадион?

Извините, конечно, но после дискуссии я повторил свой вопрос. Она смутилась. Ведь сейчас вместо памятника остался фактически новодел. Памятник был уничтожен с её прямым участием. И тут вдруг возникают претензии — «не трогайте историческое наследие».

— Что сделано, то сделано. Но ведь сейчас фактически остался единственный вопрос — способ перемещения исторических стен на Репина и новый перекрёсток Ленина—Татищева?

— Да. И сохранить их в рамках реконструкции — наша главная задача. Организовать в них главные входы на расширяющееся пространство. Ведь новая арена должна занять площадь в два раза больше, чтобы принять не 28, а 45 тысяч болельщиков.

— Тогда спрошу: а кассы с двух сторон и ограда — это ведь тоже часть исторического наследия. Либо их утратим?

— Ни в коем случае. Они тоже переедут. Сейчас цена вопроса считается заинтересованными институтами.

— Вы о чём?

— Например, оппонентами предлагается построить новую арену. В Академическом или на Малоконном. А как их содержать? Этот ведь миллионы и миллионы. Строим там — и пробки в центре Екатеринбурга остаются. Это ведь загазованность…

— Можно поподробнее о технологии переноса исторических стен?

— Этот метод давно известен. Мы даже домны на Урале переносили. Гораздо тяжелее, чем стены стадиона.

— Но ведь есть два мнения.

— Да. Один наш профессор, директор Уральского научно-исследовательского проектно-конструкторского института Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Владимирович ДОЛГОВ предлагает проект «распила», когда обе исторические стены будут разрезаны на фрагменты и перенесены.

— Ваше мнение?

— Я согласен с другим вариантом. Его предложил тоже наш профессор, Виктор Иванович СИМЕНЕНКО. Неразрушающий. Когда под стены подводятся железнодорожные тележки и конструкция поднимается домкратами и перевозится на новое место. С помощью лебёдок.

В той же Москве с улицы Горького здания переставлялись.

— Когда, по вашему мнению, можно будет начать «переезд»?

— Подготовку — уже в этом году. Ведь придётся снести так называемое верхнее поле. То есть выровнять площадку. На это уйдёт месяцев 6, плюс подготовка тележек.

— А стоимость?

— Вы удивитесь, но она сопоставима. Резать или перевезти — по цифрам проектировщики считают, но мне кажется, стоимость примерно одинакова. 

erid: erid: