Соединение городов вручную » новости Екатеринбурга и УрФО

Соединение городов вручную

4-03-2014, 08:00
Соединение городов вручную
Фото:

Перед церемонией открытия выставки «В поисках индустриальной культуры» 28 февраля мы попросили её участников — молодых шведских художников Алана АРМСТРОНГА и Кристофера ДАНИЭЛЬСОНА раскрыть интригу их предстоящего авторского перформанса. Заинтриговали стоящие посреди зала козлы с бревном и пилой по соседству. «Пилите, художники, пилите!..» — и они имитировали распил бревна. А потом объяснили «ВЕ», что сей open action означает в контексте выставки, проходящей сейчас в Уральском филиале Государственного центра современного искусства (УралГЦСИ, ул. Добролюбова, 19а) в рамках Дней Швеции. По словам Алана и Кристофера, это привычная работа для шведов и россиян, не разъединяющая людей, а напротив — ручная работа двух партнёров. В данном случае она ещё и своеобразная метафора сотрудничества художника и зрителя, сопричастности обеих сторон к происходящему.

Распиленное натуральное (не искусственное) бревно — и символическая «ленточка открытия», и символ соучастия, единения в поисках смыслов индустриальной культуры городов двух наших стран.

Шведские художники, представляющие сейчас в УралГЦСИ фрагменты своих поисков в сфере новой индустриальной культуры, кое-какие экспонаты создавали прямо на выезде, в Екатеринбурге. Так, Даниэль СЕГЕРБЕРГ искал и нашёл материалы для своей инсталляции на стройках, в заброшенных зданиях, среди того, что мы привыкли считать отработанными предметами и попросту мусором. На самом-то деле все эти вещи красноречиво говорят о том, чем заняты горожане каждый день. У художника было три принципа в работе: материал должен находиться поблизости к выставочному залу, быть бесплатным и воплощаться в задуманный образ вручную, без гвоздей и шурупов. Только руки, клей, скотч — инструменты в этом деле.

Ручная работа по соединению городов Кристины МЮНЦИНГ. Фото: Екатерина ТИТОВА.
В отдельной комнате центра и предстаёт эта необычная композиция из кусочков пенопласта (снег, конечно), сухих веток, досок, кусочков оградительной ленты в бело-красную полоску, вчерашних газет, входной двери… Швед Даниэль, подобно русскому императору Петру I, прорубившему окно в Европу, открыл эту дверь в столицу Урала.

Ручная работа — композиции Кристины МЮНЦИНГ. Название её экспозиционного фрагмента отражает и содержание, и творческий метод автора: «Работая руками и медленно сплетая образы трансформирующегося города…» Художник Конни БЛУМ в своей инсталляции обратился к «дымовой трубе Европы» — словенскому промышленному городу Тэроболие и попробовал повернуть дым производства в сторону от наших лёгких. Вручную, разумеется. А поиски индустриальной культуры Мерседес СТУРМ-ЛИ направлены одновременно и в историю городов, и на сегодняшние объекты, свидетельства наследия этого промышленного прошлого. На екатеринбургской выставке это инсталляция из рабочей одежды, которая мало изменилась за многие годы.


Куратор шведской выставки Мартин ШИБЛИ организовал около 95 выставок современного искусства в 11 странах мира, в том числе и в России. Но вот в Екатеринбурге, как и другие участники выставки, впервые: «Нам очень хотелось побывать в столице Урала, это и моё желание, и каждого из художников. Шведские промышленные города похожи во многом на Екатеринбург, крупный индустриальный центр России. И я уверен, мы найдём общий предмет для разговора, в том числе и художественного». На вопрос «ВЕ», знают ли шведские гости об Уральской биеннале современного индустриального искусства, не имеющей аналогов в мире, Мартин Шибли ответил, что теперь знает. Организатор биеннале и принимающая сторона нынешней выставки — УралГЦСИ — подарил ему каталоги двух биеннале в Екатеринбурге, и он надеется побывать на третьей. Возможно, в компании шведских художников.

erid: erid: