Избежать скоропалительных решений » новости Екатеринбурга и УрФО

Избежать скоропалительных решений

13-03-2014, 08:00
Избежать скоропалительных решений
Фото:

Проект федеральной реформы местного самоуправления (МСУ), разработанный Фондом «Институт социально-экономических и политических исследований» и недавно вынесенный на рассмотрение Госдумы РФ в качестве законопроекта, угрожает не только самостоятельности муниципалитетов, но и их экономическому развитию. Этот тревожный тезис, уже не раз озвученный общественными активистами, юристами и учёными Екатеринбурга, на днях обрёл форму документа: аналитической записки, подготовленной совместными силами членов городской Общественной палаты, экспертов Института муниципального управления и руководителей городской избирательной комиссии. 12 марта на площадке института состоялась короткая, но очень эмоциональная презентация этого в каком-то смысле альтернативного проекта муниципальной реформы.

Месседж городской общественности Екатеринбурга в адрес разработчиков сомнительного законопроекта можно выразить в простой фразе: не нужно улучшать то, что и так относительно стабильно работает. Сама концепция реформы предусматривает де-факто полное уничтожение существующей системы МСУ. Авторы проекта предлагают отменить выборы глав муниципалитетов и депутатов Гордум, а сами крупные городские округа разбить на самоуправляемые районы с неким подобием выборности руководящих структур.


Предложения екатеринбургской общественности по реформированию МСУ. Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга.

Есть и другой, внешне более щадящий вариант решения проблемы: создание агломераций на основе крупных мегаполисов и расположенных в непосредственной близости от них городов-спутников. В этом случае органы МСУ не только сохраняются, но и «размножаются» за счёт некоего подобия районных дум и советов, однако одновременно с этим возрастает и контроль со стороны субъекта Федерации. В чём будет заключаться этот контроль? В том, что главу такой агломерации всё равно будет назначать высшее должностное лицо региона, а депутаты Гордумы будут избираться не населением, а из состава вот этих самых «районных дум». По словам председателя горизбиркома и одного из авторов пакета екатеринбургских предложений по муниципальной реформе Ильи ЗАХАРОВА, проект вызвал столь негативную реакцию среди общественных организаций Екатеринбурга, что при внесении проекта в Госдуму РФ он был даже слегка смягчён: к примеру, в новом варианте предлагается отдать вопрос внутригородских муниципальных органов на рассмотрение областной власти, а глава городской администрации будет назначаться совместным решением депутатов Гордумы и губернатора. Но даже такая формальная уступка наверняка вызовет шквал критики со стороны общественности, уверен Илья Захаров.

Идея внутригородских муниципальных органов самоуправления не нова: по словам директора Института муниципального управления Игоря ВЫДРИНА, ещё в 90-х годах прошлого века её пытались внести в тогдашний проект закона о местном самоуправлении, но с принятием ФЗ № 131 она окончательно потеряла смысл практически для всех городов-миллионников, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня её опять пытаются искусственно реанимировать, ссылаясь при этом на Президента РФ. Мол, это инициатива самого главы государства. Высказывание, мягко говоря, не соответствует действительности, убеждён председатель Общественной палаты Екатеринбурга Александр ТАТАРКИН. Президент говорил о тяжёлой ситуации, сложившейся в небольших сельских поселениях, о необходимости их «встраивания» в административную систему крупных муниципальных районов. О кардинальной же реформе крупных городских округов в послании главы государства речи никогда не шло. И не удивительно: по словам председателя городской Общественной палаты, сегодня порядка 13 российских мегаполисов, взяв за основу стратегические наработки Екатеринбурга, вышли в лидеры по устойчивому социально-экономическому развитию, взяли чёткий курс на самообеспечение за счёт собственных ресурсов.

Правда, окончательно встать на этот путь городам-миллионникам мешает Бюджетный кодекс, весьма несправедливо распределяющий налоговые доли между центром, регионами и муниципалитетами. По словам Александра Татаркина, «городская» доля налогов сегодня составляет в среднем от 6% до 12%, остальное — транши и субсидии, попросту говоря, подачки, на которые можно в лучшем случае выживать, но не развиваться.

Участники круглого стола уверены: конечный эффект от предлагаемой скороспелой реформы будет не просто отрицательным, а разрушительным. Во-первых, муниципалитеты потеряют почву для развития, ту самую сакраментальную стабильность, которую ставил во главу угла своей предвыборной программы нынешний Президент РФ. Пострадает не только экономика муниципалитетов, но и вера граждан в силу закона и авторитет власти, эти законы принимающей. Далее, по принципу «домино», начнётся отток из экономики малых и средних предпринимателей, которые уже сегодня недовольны повышением взносов по социальным и пенсионным платежам. Кроме того, со стороны мирового сообщества посыплются упрёки в нарушении условий Европейской хартии местного самоуправления, которую Россия в своё время подписала, а значит, должна её соблюдать. И если сегодня принять столь опасный для муниципалитетов закон, да ещё без консультаций с городскими сообществами, это вызовет в регионах либо всплеск гражданской апатии, либо взрыв социальной напряжённости.

Косвенным подтверждением правоты такого прогноза является солидарность многих городов Урала, в том числе Нижнего Тагила, Каменска-Уральского и в осторожно-дипломатичной форме даже Челябинска, с решительной позицией горожан Екатеринбурга: закон в нынешнем его виде ни в коем случае нельзя принимать. Насколько решительно муниципалитеты Урала настроены защищать свои интересы, покажет съезд Союза российских городов, который пройдёт 14 марта и, по словам Александра Татаркина, будет посвящён обсуждению скандального проекта «реформы».

erid: erid: