Поездом до Галича или самолётом в Гамбург? » новости Екатеринбурга и УрФО

Поездом до Галича или самолётом в Гамбург?

29-08-2014, 08:00
Поездом до Галича или самолётом в Гамбург?
Фото:

Подводя предварительные итоги, в Ассоциации туроператоров России (АТОР) сообщили журналистам, что спрос на туры упал по сравнению с июлем на 25%. Естественно, череда банкротств туроператоров — тому главная причина, возникло недоверие к рынку выездного туризма. И как считают уже в Российском союзе туриндустрии (РСТ), до конца «высокого» сезона, а может, и в целом по второму полугодию, общее сокращение выездного туристического потока может составить 30—40%, а по некоторым направлениям сократится и вдвое.

Такая ситуация сложилась впервые с кризисного 2009 года.

Но тогда изначально рухнула экономика в глобальных размерах, и, докатившись до России, финансовое цунами потрошило уже в разной степени самые различные сегменты отечественной экономики — сегмент туризма был подкошен существенно, так как там всё завязано на уровне благосостояния клиентов и на валютных курсах, что стало в глобальный кризис наиболее турбулентным.

Сейчас же мы видим, на мой взгляд, последствия полнейшего внутреннего разлада российской туристической отрасли.

С одной стороны — жадность участников туристического рынка и одновременно готовность к безумному риску. Знакомство с «кухней» туроператоров поражает: взятыми с клиентов деньгами латали долговые дыры, надеясь обратные билеты для туристов, уже находящихся за рубежом, купить на деньги, которые… возьмутся откуда-то. «Будет день, будет пища». Нельзя даже сказать, что это «возврат в 90-е». Как раз в 90-е туроператоры работали куда аккуратней, потому что тогда изрядную долю клиентов составляли «авторитетные господа». Бросишь такого за рубежом с семьёй — он вернётся и в асфальт тебя закатает…

С другой стороны — непрофессионализм участников туристического рынка. Спад на потребительском рынке был очевиден уже в конце прошлого года. Однако туроператоры сочли, что их сегмента общие тенденции не коснутся. И выкупили огромные пакеты билетов и гостиничных номеров. А потом всё это пришлось сбрасывать по демпинговым ценам, абы хоть какие-то деньги получить, неся колоссальные убытки. Причём демпинг топил и коллег.

В итоге, сообщили в РСТ к началу этой недели, за прошедший месяц «Турпомощь» помогла вернуть на родину более 22 тысяч застрявших за рубежом российских туристов — однако добавлю, что череда банкротств туроператоров продолжалась и на этой неделе. Правительство России уже вынуждено брать дело на контроль, а Минкультуры, в чьей структуре Ростуризм, даже обещает, что будет теперь оказывать поддержку тем операторам, которые работают на внутреннем туристическом рынке — попутно наводя порядок среди тех, кто ориентируется на зарубежные направления.

К слову, как сообщают в АТОР, на фоне жёсткого августовского падения выездного туризма внутренний туристический рынок показывает рост — плюс те же 25—30%.

То есть вполне можно представить, что из опасения краха туроператоров и, соответственно, потери денег (либо долгих мытарств по их возврату) и омрачённого отпуска россияне уже не хотят лететь в Гамбург, а предпочитают выбрать, скажем, тихий костромской Галич или какой-то ещё заповедный уголок России. Либо отправляются в отечественные санатории поправить здоровье или в познавательные поездки по знаковым российским городам.

Впрочем, говорить о том, что «падение интереса» к зарубежным турам началось исключительно на пике лета и повсеместно, наверное, не совсем правильно. Данные о пассажиропотоках в зоне Урала — по аэропортам Екатеринбурга, Перми, Тюмени, — которые на днях привёл журнал «Эксперт-Урал», свидетельствуют, что в целом по первому полугодию 2014 года есть падение пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В Германию на 61—69%, в Испанию — на 26—37%. В Перми обвалилось направление на Таиланд и ОАЭ, в Тюмени — на ОАЭ и Египет, в Екатеринбурге — на Италию, Китай, Грецию (хотя в Екатеринбурге больше направлений в плюсах, чем в минусах, да и сам туристический поток значительно выше, чем в других городах Урала).

Таким образом, летний коллапс выездного туризма лишь добавил нескучных красок к общей картине года: полный крах сложившейся неадекватной, как выясняется, системы выездного туризма. Более-менее продвинутые россияне уже и не пользуются услугами турагентств: бронируют по Интернету гостиницы, сами покупают билеты — и в путь. В месте прибытия арендуют автомобиль — и пожалуйста, сегодня он в Италии взбодрится caffe alla nocciola, завтра в Германии выпьет Edelhell, послезавтра во Франции отведает бокальчик какого-нибудь из Grand Cru. А заодно и осмотрит все достопримечательности — сам, без толпы, водимой экскурсоводом. Дороже, понятно, выйдет — не чартерным рейсом добираться ведь, но в смысле надёжности, пожалуй, вернее по нынешним временам. А список удовольствий более разнообразный — и уж точно по собственному вкусу.

Однако возвращаясь к внутреннему туризму, который вдруг начал — закон физики! — расти взамен выездному туризму, то тут, следует это в очередной раз заметить, проблем выше крыши. И улететь за границу, даже если и не в группе, а сам по себе, дешевле, чем ехать даже поездом по стране. И гостиницы приличные, но чтобы по цене демократичные, не всюду есть. Да и вся иная инфраструктура гостеприимства — как, собственно, и сфера того, на что бы можно было посмотреть, — крайне неразвита. И дорого, и плохо. Причём особого прогресса не заметно — слишком много проблем на пути тех, кто готов инвестировать деньги в рестораны и гостиницы в глубинке.

Но шанс воспользоваться расширяющимся интересом россиян к собственной стране появляется — и грех таким шансом не воспользоваться бизнесу и территориям. Екатеринбург сегодня уже занимает место в TOP-10 городов — ведущих туристических центров России. Но при этом у нас самих нет какого-то вразумительного представления, зачем к нам едут — и, соответственно, что мы можем сделать, чтобы увеличить этот поток людей и денег к нам.

erid: erid: