Поехали в теплушках. Куда — никто не знал » новости Екатеринбурга и УрФО

Поехали в теплушках. Куда — никто не знал

11-02-2015, 08:00
Поехали в теплушках. Куда — никто не знал
Фото:

Борис Рувимович СВЕРДЛОВ родился в Свердловске 4 декабря 1923 года и в детстве жил в доме на улице Гоголя.

— 22 июня 1941 годы мы с друзьями купались в Исети, — вспоминает он. — Было воскресенье, погода стояла очень хорошая, жаркая. В два часа дня прибежали ребята, сообщили, что выступил министр иностранных дел МОЛОТОВ, что началась война. Берег опустел. Мы разбежались по домам, слушали повтор выступления Молотова. Мой отец был портным, в это время он находился на работе, мать была домохозяйкой. Сестра тоже работала, брат был на учёбе. Мы пошли в школу узнавать, что делать. Занятий не было, школа пустовала, нам повстречался только один завуч… Когда мы учились, то занимались военным делом: изучали винтовку, учились стрелять, ходили на стрельбище в аэроклуб на улице Малышева. Нам говорили: «С немцами война неизбежна». Было стремление получить значки «Ворошиловский стрелок» и «Будь готов к труду и обороне». Девушки наши изучали санитарное дело и получали значок «Готов к санитарной обороне». Первое время мы считали, что наши войска быстро отобьют немцев. Но когда война затянулась, решили отправиться на фронт.

Однако готовность молодых людей защищать Родину не встретила понимания у военных.

— Когда я пошёл в военкомат, мне отказали. Нам, 17-летним, всем отказывали. Во Дворце пионеров я занимался в морском кружке, так что было желание пойти в моряки, а не возьмут — либо в авиацию, либо в танкисты. Но нам твёрдо сказали: «Нет!».

В октябре 1941 года в Свердловске открылись курсы радиотелеграфистов.

— Нам сообщили об этом в областном комитете комсомола. Спросили, есть ли желание обучаться радиоделу, становиться радистами? Пять человек нас было. Посмотрели друг на друга и дали согласие, — рассказывает Борис Рувимович. — Нам выдали повестки. Надо было пройти медкомиссию и явиться в воинскую часть на улице Декабристов, 85, где нынче находится женский монастырь. Два месяца нас учили морзянке и пользованию радиостанцией. В январе 1942-го после экзамена сказали: вся рота поедет на фронт. Это было 10 января. Но в этот день сестра сообщила мне, что умер отец. Меня на сутки отпустили домой. На следующий день вечером я вернулся в часть, нам выдали обмундирование, валенки, полушубок, отвезли на вокзал. И так мы, 70 человек, в двух теплушках поехали на фронт. Куда — никто не знал.

Молодые радиотелеграфисты проехали через Москву и прибыли в карельский город Беломорск. Сначала Борис Свердлов попал в 57-й отдельный полк связи, после — в 6-й отдельный краснознамённый батальон ВНОС — Воздушного наблюдения, оповещения и связи.

— Задача нашего батальона заключалась в защите Кировской железной дороги от нападения немецкой авиации, — повествует ветеран. — Нас по 5—6 человек забрасывали на линию фронта, и мы обязаны были предупреждать нашу авиацию и зенитную артиллерию о подлёте немецких самолётов, давать команду «Воздух». Мы находились на наблюдательных точках в пределах линии фронта. Карельский фронт лежал среди болот, и там сплошного фронта просто не было. Кировская железная дорога шла в Мурманск. Это был незамерзающий порт, туда прибывали караваны кораблей с продовольствием, с американской военной техникой. 6 июня 1943-го меня направили как радиста на защиту города Мурманска. Там я попал в 361-й зенитно-артиллерийский полк. Меня также забрасывали ближе к фронту, чтобы предупреждать артиллерию и авиацию о подлёте немецких самолётов. В сентябре 1944-го немецкая авиация провела массивный налёт на Архангельск. Мы дежурили на радиостанции по 6 часов. Но во время налёта смены радистов не было, и мы продежурили 12 часов — с трёх часов дня до трёх часов ночи. И едва только наша команда ушла с дежурства на отдых, немцы обстреляли радиостанцию, и она загорелась. Нас по тревоге подняли, мы спасали радиостанцию. Потом пришлось строить новую землянку.

В 1944-м Борису Свердлову присвоили звание сержанта, а в январе 1945-го, по его словам, война для него закончилась.

— Меня откомандировали в Гороховецкие лагеря под город Горький, — говорит Борис Рувимович. — В феврале после смотра нас погрузили в вагоны и отправили в город Пушкин под Москвой на подготовку Первомайского военного парада. Я принимал участие в Первомайском военном параде 1945 года в Москве в составе 2040-го гаубичного полка. 2 мая мы вернулись в Гороховецкие лагеря, там я и встретил День Победы 9 мая 1945 года. Через месяц нас направили на запад и выгрузили в районе Пуховичей-Осиповичей в Белоруссии. Там я восстанавливал казармы. Приходилось заниматься строительством. Демобилизовался я в 1947 году, в апреле, по последнему Указу Верховного главнокомандующего.

После демобилизации Борис Свердлов вернулся в родной город и окончил десятый класс в вечерней школе. Затем он выучился в Уральском политехническом институте на механическом факультете, стал работать на Уральском оптико-механическом заводе в должности технолога по механической обработке.

На пенсии Борис Рувимович не теряет активности и с удовольствием делится воспоминаниями с юными горожанами.

— В 1995 году на базе наших курсов радиотелеграфистов был организован Клуб фронтовых радистов и создан музей при лицее № 12. Туда мы передали те фронтовые предметы, что у нас остались, — делится Свердлов. — Каждый год мы встречаемся со школьниками и проводим патриотическую общественную работу. Нас приглашают в 5-ю гимназию, в 40-ю школу, 193-ю и другие. Клуб фронтовых радистов и участники войны с удовольствием встречаются со школьниками, рассказывают, что нужно быть патриотами своей Родины, готовиться стать защитниками Отечества.

Подготовил внук ветерана Илья СВЕРДЛОВ,
ученик 11-го класса гимназии № 5 (ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН).

Суть проекта «Герои живут рядом».

erid: erid: