Самых маленьких называли «заклёпками» » новости Екатеринбурга и УрФО

Самых маленьких называли «заклёпками»

26-02-2015, 08:00
Самых маленьких называли «заклёпками»
Фото:

Александр Николаевич НОРКИН родился 12 ноября 1924 года в городе Кыштыме Челябинской области. Он был единственным ребёнком в семье столяра-краснодеревщика. Когда Александру было три года, от воспаления лёгких умерла его мама, отец женился снова, и мальчика воспитывала мачеха.

Ему было всего 16 лет, когда началась Великая Отечественная война.

— Как раз закончили 9-й класс. Было собрание в школе, и нам сообщили: началась война, — вспоминает Александр Николаевич. — Мы все воспитывались патриотами, были настроены любым путём победить. У нас тогда все ребята пошли в военкомат и подали заявления добровольцами на фронт. Рост у меня в то время был 151 см. 22 июня 1941-го началась война, а мне в ноябре только 17 должно было исполниться, и меня не взяли тогда добровольцем. Я окончил курсы киномехаников и после ездил по деревням и показывал патриотические картины.

В мае 1942 года Александр Николаевич был призван в Миасс в эвакуированную туда Васильковскую школу младших авиаспециалистов.

— Дисциплина была очень строгая. Если кто провинился, заставляли носить воду, — рассказывает Норкин. — Сразу стали изучать математику, физику, медницкое и столярное дело. Изучали два самолёта: «Пи-2» — пикирующий бомбардировщик и «Ил-2» — самолёт-штурмовик. Помню, как нас расставили по росту (нас, самых маленьких, называли «заклёпками»), собрали и направили в Тюмень в Талицкое военно-пехотное училище. Во взводе изучали мы миномёт «М 82». Сейчас я всё время задумываюсь над тем, какие молодцы были наши мастера. У немцев был «М 81», а у нас «М 82». Мы могли стрелять их минами, а они нашими нет, потому что не проходили наши мины в их миномёты.

А потом в жизни Александра Николаевича была битва за Сталинград.

— Погрузили в вагоны-«теплушки» и отправили нас, три училища, литерным поездом под Сталинград. Я попал в 62-ю армию Василия Ивановича ЧУЙКОВА. Стояли у Мамаева кургана. Выстояли... А потом началось движение дальше, пешком, с миномётом на себе! Ствол — 19 кг, двунога-лафет —21,2 кг и опорная плита — 23 кг. Он больше меня, наводчика, весил.

На воинской службе Норкин получил три ранения.

— Первый раз меня ранило, когда форсировали реку Северный Донец. Началось наступление, мы сняли миномёты и пошли в посадки. Хотели расположиться, но нас обстреляли… Наверное, полроты убиты были. Мне осколком пробило лопатку, он во мне так и остался. До сих пор, когда флюорографию прохожу, предупреждаю, чтобы не беспокоились — это осколок там сидит… Второй раз контузило, когда форсировали Днепр. По глупости мы установили миномёт на берегу и решили, что будем здесь ночевать. Копали окопчики на два человека. Мой напарник пошёл к миномётам, а я остался рядом с окопчиком. Вдруг ударил снаряд, и земляная масса меня закопала. Контузия. Очнулся в деревне… А третий раз ранило за станцией Апостол, уже на другой стороне Днепра. В ногу. Сначала увезли в полевой госпиталь, а потом перевели в госпиталь в Баку. Нога не гнулась совсем, ходил на костылях. Из госпиталя хотел ехать домой на Урал, но меня на костылях комиссия, конечно же, не выпустила бы. А я взял тросточку у товарища и зашёл к комиссии. Выписали. Приехал домой с мешком и на костылях. Позвонил в дверь. Выходит отец, и первое, что он мне сказал: «Ой, Шурик! А у нас коровка околела. Молока-то уж нет!». Никогда не забуду первые его слова, — горько смеётся Александр Николаевич. — В 1943 году война для меня закончилась.

После Александр Николаевич закончил 10 классов, поступил в УПИ на механический факультет. По окончании института был направлен в Касли на спецзавод. В 1963 году он переехал в микрорайон Компрессорный, где живёт и сейчас.

Работал Александр Николаевич начальником цеха на военно-промышленном заводе «Старт». Больше 20 лет был запевалой в хоре «Журавушка». Два года подряд коллектив занимал первые места в городских конкурсах, но, к сожалению, три года назад хор распался из-за проблем с финансированием. Александр Николаевич говорит, что и сейчас, без сомнения, пел бы, если бы была возможность.

Боевых товарищей Норкина сегодня практически не осталось.

— На нашем предприятии было 132 участника войны. Я организовал доску почёта, где помещены данные и фотографии каждого из них. А сейчас в живых осталось четверо. Конечно, с каждым годом участников войны всё меньше. Все уходят. И мы должны всегда помнить тех, кто отдал жизнь за свою Родину. День Победы — это неповторимый праздник, это заслуга всего народа, наших отцов, дедов, братьев. А сколько полегло тогда? Миллионы! Из каждой семьи кого-то забрала война. Я считаю себя счастливчиком, потому что вернулся.

Подготовила Полина РАШКОВСКАЯ,
ученица 11а класса школы № 71 (ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН).

Суть проекта «Герои живут рядом».


erid: erid: