В предлагаемых обстоятельствах » новости Екатеринбурга и УрФО

В предлагаемых обстоятельствах

8-05-2015, 08:00
В предлагаемых обстоятельствах
Фото:

Наш город был мобилизован на круглосуточный труд для Победы. В Свердловск потянулись эшелоны с эвакуированными заводами — здесь воссоздавалась промышленная мощь воюющей с врагом страны. А в теплушках, продуваемых насквозь, под бомбёжками ехали к нам в эвакуацию люди, определяющие культуру страны. Они были необходимы как совсем другое «оружие», несущее не смерть, а жизнь.

«И нас от сдирания шкуры на бойне — хранят, отделив, лишь хрупкие стенки культуры, приевшейся песни мотив» — эти стихи написаны Наумом КОРЖАВИНЫМ через 30 лет после первого года войны. Но и в 1941-м, и в 1942-м, может быть, ещё более тяжёлом, чем тот, первый, многие люди понимали, что именно тоненький слой культуры позволяет оставаться человеком в нечеловеческих «предлагаемых обстоятельствах». И переломить эти обстоятельства, и победить.

Сколько стоил билет в театр?

Тяжко приходилось всем. Какие театры, казалось бы... А в театрах Свердловска спектакли шли на аншлагах — и эвакуированных столичных, и наших: Музкомедии, Оперы, Драмы, ТЮЗа. Здесь играли мхатовские корифеи и артисты Центрального театра Красной Армии, выступали солисты Театра оперы и балета им. Кирова (Мариинского)… Когда 2 мая 2015 года ушла из жизни великая балерина Майя ПЛИСЕЦКАЯ, телеканалы дружно припомнили, что своего первого «Умирающего лебедя» юная Майя станцевала в эвакуации — в Свердловске, в 1942 году. А Майя Михайловна никогда этого и не забывала.

Сколько стоил тогда билет в театр? Столько же, сколько невозможно желанное лакомство на базаре — баранка из белой муки. Переводить в теперешние деньги бесполезно. Только в то, чего вечно не хватало, — в еду. А вот стоимость танка ни в муку, ни в крупу не переведёшь. Артисты Театра музыкальной комедии перечислили на строительство танковой колонны «Свердловец» 1,5 млн. руб. Более 1 млн. руб. направил в Фонд обороны Театр драмы… Неделю назад на фотовыставке «Триумф и трагедия Второй мировой войны» в киноконцертном театре «Космос» мы увидели боевой вклад артистов Театра оперы и балета. На снимке уральского фотокора ТАСС Жана БЕРЛАНДА — самоходная установка СУ-85, сделанная на средства коллектива, отправляется прямо от театра в «театр военных действий». Это 1943 год.


Самоходная установка, созданная на средства коллектива Театра оперы и балета (1943 год). Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Мемуары без романтики

Двадцать лет назад в Екатеринбурге вышла в свет уникальная книга, созданная по воспоминаниям наших артистов — воевавших фронтовиков, участников фронтовых концертных бригад. Проект получился с продолжением. Но та книга 1995 года — «Главная в жизни роль» — была первой. Автором идеи выступила Алла Давыдовна КЕРНЕР, ведущий сотрудник отделения Союза театральных деятелей. Литературную запись воспоминаний живых — тогда живых — героев книги поручили известному драматургу и режиссёру. Для читателей ВЕ рассказывает заслуженный деятель искусств РФ Николай КОЛЯДА:

— Это, наверное, одно из лучших моих воспоминаний. Приходил к своим героям в квартиры, где пахло лекарствами. Записывал по-театральному — монологами, старался сохранить живую разговорную речь, музыку тех военных «сцен». Мои собеседники спрашивали: «Тебе, наверное, романтики надо?..» — «Мне надо, как было». Никакой романтики и не было. Один рассказывал, что придя с фронта, несколько месяцев пил, чтобы хоть водкой заглушить пережитое. Другой сказал: «Война это кровь, смерть, грязь, вши…» И повторил. Всё это — без романтики, с жёсткой правдой — стало для меня невероятным человеческим уроком. По-настоящему. Но они и шутили, и светились, вспоминая, ведь война — их молодость. Одна актриса была угнана на работы в Германию, и там пришла любовь. К немцу. Когда героиня прочла записанное, то сказала: «Не надо печатать». Такая история, Голливуд отдыхает, но не уговорил, держу слово, даже имени её не назову. А одна наша актриса, блокадница, студентка театрального вуза в начале войны, прочитала стихи, которые через много лет ей подарил земляк, молодой ленинградский актёр:

«Из колонны шинелей с пилотками поднимался винтовочный лес. Обновляя ботинки с обмотками, шли герои несыгранных пьес. Видно было: покинуть непросто им милый сердцу студенческий мир. Шли с винтовками Гамлет с Акостою, шли Корчагин, Отелло и Лир… Беспощадной свинцовой метелью смерть гасила мечты молодых. Санитарки Джульетта с Офелией бинтовали героев своих. И свершили вы подвиги славные, испытали смертельную боль. И сыграли вы первую, главную и последнюю в жизни роль…»

Павел ФЕДОСЕЕВ, Николай БАДЬЕВ, Григорий КРИВИЦКИЙ, Владимир КУРОЧКИН, Александр ЩЕКЛЕИН, Григорий ГЕЦОВ, Юрий КИСЕЛЁВ, Юрий ЧЕРНОВ, Наум КОММ, Андрей БРАНДТ, Павел РОДДЭ, другие мои собеседники… Всех помню. Это главная книга в моей жизни.


Николай КОЛЯДА считает сборник военных воспоминаний артистов своей главной книгой. Фото: Антон БУЦЕНКО.

А в канун 70-летия Победы, 5 мая, в Театре балета «Щелкунчик» страницы этой книги ожили в театрализованном концерте-балладе «Главная в жизни роль». 6 мая на театральной площади перед Малым залом Театра юного зрителя состоялось открытие мемориальной доски — памяти тюзовцев, внёсших личный вклад в Победу.

Винни-Пух ещё не нарисован…

В сборнике, изданном в Свердловске 10-тысячным тиражом, «Говорит Урал» опубликовали свои рассказы, стихи и очерки эвакуированные и свердловские писатели: Мариэтта ШАГИНЯН, Агния БАРТО, Фёдор Гладков, Нина ПОПОВА, Борис РЯБИНИН, Павел БАЖОВ… Листая этот сборник в объединённом Музее писателей Урала, наткнулась на цветную иллюстрацию. Цветная печать в книге 1942 года — само по себе чудо. Ведь это не плакат «Вперёд, на врага!». Правда, цвета всего два — серый, сумеречный, почти чёрный и жёлтый. Свет окон отражается в воде нашего городского пруда, уральское небо — хмурое, но спокойное, без бомбёжек, не то, что в Ленинграде. Это рисунок эвакуированной ленинградской художницы Алисы ПОРЕТ. Ученица ПЕТРОВА-ВОДКИНА и ФИЛОНОВА, бесконечно талантливая и столь же красивая. Её называли «роковой женщиной русского авангарда», лицо — как у Греты Гарбо. В неё был влюблён Даниил ХАРМС и не только он.


Свердловский рисунок Алисы ПОРЕТ в книге «Говорит Урал» (1942 год). Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Мои ровесники знают и любят Алису Порет с детства. Она была иллюстратором первого издания на русском языке 1964 года книги Алана Александра МИЛНА «Винни-Пух и другие». И каким иллюстратором! Огромные цветные картинки на целый разворот и маленькие чёрно-белые заставки в тексте уводили нас в Зачарованный лес к самому лучшему на свете медвежонку и его друзьям. Но тогда, в 1942 году, её Винни ещё не родился, а в ГУЛАГе погибал её второй муж, художник Пётр СНОПКОВ. Она выжила. Пух не был «сиротой».

Возвращение

В 2016 году в Екатеринбурге откроется филиал Государственного Эрмитажа. А ведь такой филиал уже у нас был, не по доброй воле — по воле войны четыре военных года. С 1941 по 1945 годы в эвакуации работал Свердловский филиал Эрмитажа, где спасали, хранили и сберегли бесценные сокровища самого знаменитого музея страны. Об этом написаны статьи, диссертации, и ещё напишут. А очевидцы помнят детали. Заслуженный художник России, академик РАХ, Почётный гражданин Екатеринбурга, в годы войны — школьник, студент Художественного училища — Виталий ВОЛОВИЧ рассказал в своей книге «Мастерская» маленький «эрмитажный» эпизод:

— Первый эшелон с сокровищами Эрмитажа пришёл в Свердловск в 1941 году. Окна картинной галереи, в которой они хранились, были забиты изнутри досками и завалены мешками с песком. В октябре 1945 года нас, студентов Художественного училища, послали в галерею помогать отгружать ящики с картинами. Юра Истратов и я взялись за большой плоский ящик, обшитый по краям железной лентой.

— Бога ради, осторожнее, — сказала сотрудница Эрмитажа, — в этом ящике «Блудный сын» Рембрандта…

Шедевр «Возвращение блудного сына» отправился домой. Вместе с ним возвращались на Дворцовую площадь эвакуированные Леонардо, Рафаэль, Рубенс, Веласкес, Тициан… Пятьдесят лет спустя, когда в нашем Музее изобразительных искусств открывалась выставка «Эрмитаж спасённый», директор ГЭ Михаил ПИОТРОВСКИЙ сказал о Свердловске-Екатеринбурге потрясающие слова: «Имя этого города в Эрмитаже свято…»

erid: erid: