Вредители и их мучители » новости Екатеринбурга и УрФО

Вредители и их мучители

27-10-2012, 08:00
Вредители и их мучители
Фото:

Наденьке НЕВОРОТОВОЙ было всего 16 лет, когда её арестовали по подозрению в шпионско-диверсионной деятельности на территории СССР. А зачем, спрашивается, она нелегально перешла когда-то границу с Китаем? Жила бы себе в Поднебесной, так нет, вернулась вместе с матерью на историческую родину, поступила учиться в Надеждинскую (ныне Серовскую) среднюю школу, на уроки стала ходить… Сами понимаете, простые советские граждане так не поступают. В общем, девочку совершенно справедливо расстреляли 26 января 1938 года. На год раньше в мир иной отправили и маму Наденьки — Марию, тоже, разумеется, шпионку.

Серафима ТЕН успела поступить в Свердловский мединститут и даже доучиться до 3-го курса. А потом арестовали её мужа, тоже студента, только педагогического вуза. Оба корейцы, ребята как нельзя лучше подходили на роль японских шпионов. Впрочем, Серафиме было достаточно оставаться ЧСИР (членом семьи изменника родины), чтобы отбарабанить несколько бессмысленных лет в лагерях Она себя виновной не признала. И что? Ничего, постановлением особого совещания Тен как социально опасный элемент была осуждена 24 июня 1938 года на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Отбыть срок, правда, не смогла. Причина уважительная — девушка умерла от крупозного воспаления лёгких примерно за полгода до вынесения приговора.

Григорий ПАВЛОЦКИЙ, директор нижнетагильского «Уралвагонзавода», был расстрелян как террорист и вредитель, постоянно передававший неприятелю сведения, составляющие государственную тайну. А кроме того, он создал и возглавил шпионско-диверсионную группу, завербовав в неё 12 человек. Про всех не скажу (кому-то, может, повезло чуть больше), но Павлоцкого, естественно, расстреляли.

Заведующий отделом использования и публикации архивных документов Государственного архива административных органов Илья ДЕМАКОВ, знакомя нас с материалами открывшейся вчера к Дню памяти жертв политических репрессий (30 октября) выставки «Память остаётся навсегда», настаивает: тем, кто, вопреки всему, свято верит, что массовых репрессий не было, а если и были, то вполне обоснованные, непременно следует взглянуть на представленные документы. Кто знает, не произведут ли впечатление старые чёрно-белые (а скорее, серые) фото, увековечившие строительство завода-гиганта. Или, может, покоробит грамота с ликом вождя и учителя, подтверждающая, что «т. Тен С. Г… награждается почётным званием ударника 3-го года второй пятилетки…» А вдруг дрогнет чьё-то сердечко от воспоминаний Азы ПРОЗОРОВОЙ?

Что за воспоминания? Да обычные, ничего, в принципе, особенного. Отца увёз «чёрный воронок». На следующий день арестовали, как водится, маму. Старших детей вышвырнули на улицу. Младших развезли по детприёмникам в разные города. Им, правда, сменили имена и фамилии. Но это уже сделали исключительно из гуманных соображений.

Как бы то ни было, освобождённая спустя почти год мама смогла разыскать свою кровиночку, младшенькую Азу Прозорову, которая была к тому времени уже Галей СМИРНОВОЙ, исключительно по одеялку, которое сама когда-то и шила. Да ещё потому, что девочка узнала маму раньше, чем даже мама поняла, кто перед ней.

Каждый раз, выставляя на всеобщее обозрение очередную порцию документов, архивисты не перестают удивляться — как это могло произойти? Отчего отказал нам разум? Почему совесть покинула людей? Что за затмение накрыло единовременно народ огромной безбрежной страны? «Затмение» — так и будет называться документальный фильм, который снимает сейчас в Екатеринбурге президент гильдии неигрового кино Владимир ГЕРЧИКОВ. Возможно, ему даже удастся побывать в кабинете первого секретаря обкома Ивана КАБАКОВА, тоже расстрелянного в эпоху тяжких испытаний. Вот только прежде чем погибнуть, Кабаков многих соратников успел отправить на тот свет. И это лишний раз доказывает: сегодняшний палач завтра легко становится жертвой. Мне, то есть, отмщенье, и аз воздам.

erid: erid: