Ещё в феврале с. г. ректоры ряда вузов предложили отправлять студентов на срочную службу в армию на каникулах — таким образом, посчитали руководители университетов и институтов, студент и армейскую лямку потянет, и диплом специалиста получит. Или уж не знаю: до диплома дотянется и от армии увильнёт — понимайте как кому угодно.
При всей кажущейся абсурдности предложения качество обучения военному делу подобным краткосрочным образом известно: отслужившие в войсках видели «партизан» (призванных на сборы офицеров и солдат запаса), которые, веселя кадровых военных, болтались на плацу и на полигоне; некоторые и сами иногда зачислялись в такие роты, а потому знают, о чём речь, — армейские чины идею восприняли.
Более того, как настоящие военные, произведя рекогносцировку на местности, пошли в этом вопросе дальше штатских ректоров.
«Мы прекрасно понимаем, что время идёт, вокруг нас многое меняется, меняется внутри армии. Мы полагаем, что должен меняться процесс прохождения молодыми людьми военной службы по призыву», — прозвучало в одном из комментариев к инициативе мнение заместителя министра обороны РФ Николая ПАНКОВА.
И новое не заставило себя ждать. Минобороны направило в Минобрнауки запрос на увеличение в таком случае срока обучения по программе бакалавриата с 4 до 4,5 лет. Министр обороны Сергей ШОЙГУ пообещал, что условия для таких студентов будут созданы самые лучшие: баня не раз в неделю, а ежедневный душ, отлично пошитая форма, возможно, с символикой вуза, даже кофеварки в казармах могут появиться, — делился впечатлениями один из авторов идеи ректор МГТУ им. Баумана Анатолий АЛЕКСАНДРОВ.
Но самое главное, говорили и военные и штатские руководители, студенты будут проходить обучение на самой современной военной технике; два часа в день будут заниматься физподготовкой и строем, а всё остальное время — учиться. После такого обучения из вуза выйдут, мол, не только дипломированные специалисты, но и отлично подготовленные резервисты. А вузы, имеющие свои военно-учебные центры, будут готовить тех, кто после окончания обучения идёт служить в армию кадровым офицером.
В общем, служба «в рассрочку» показалась привлекательной многим — правда, мнение самих студентов о таких перспективах мне лично слышать не доводилось. Хотя теперь всем понятно, что военная кафедра в вузе при таком-то раскладе от призыва не спасёт. Просто призыв станет несколько иным.
Вузов с военными кафедрами в России насчитывается 37, это в большинстве своём «элитные» вузы, обучается на таких кафедрах (или факультете, как в МГУ) одновременно порядка 15 000 человек, и понятно, что при недокомплекте численности в войсках это большой резерв. Вот военные за него и ухватились. И тем самым идея штатских учёных, явно желающих сберечь для науки и экономики выпускников вузов, которые могли бы, «отбыв» службу ещё в стенах высшего учебного заведения, сразу включиться в производственную и научную деятельность, приобрела совершенно иной контекст.
В общем, как часто у нас и бывает, идея сама по себе оказалась на корню порочна («спасти рядового «ботаника» Георгия от российской армии»), а её воплощение ещё более топорным («хотели уклониться — нате вам не только службу в каникулы, но и удлинение учёбы»).
И как говорил в Госдуме заместитель начальника Генштаба Василий СМИРНОВ, военные готовы даже пересмотреть планы боевой подготовки армии и флота — главное, чтобы идею «поэтапной службы» поддержали студенты и их родители, чтобы «ребят не приходилось вновь и вновь загонять в солдатский строй». Даже больше: студентов, которые изъявят желание поучаствовать в эксперименте по внедрению новой формы прохождения военной службы, будут направлять преимущественно по профилю, — об этом заявил журналистам начальник 4-го направления (организация призыва) 2-го Управления Главного организационно-мобилизационного управления генерального штаба ВС полковник Алексей КНЯЗЕВ.
Итак, как сообщили на днях в прессе, уже с осени этого года в 32 российских вузах в качестве эксперимента будет организовываться программа поэтапной военной службы студентов. Юноши, которые в этом году поступят на первый курс и выберут обучение на военной кафедре, смогут служить в армии по три месяца каждый год в течение трёх лет, а оставшийся квартал службы им засчитают условно. Служить студенты будут преимущественно в частях, расположенных в областных центрах, где находятся их вузы.
Однако повторим вопрос: а будет ли прок? Для науки, экономики, да и для армии?
Из того же Минобороны приходят сообщения, что там больше не хотят совершать набор в армию по принципу «был бы человек здоровым, а служить заставим», — армии необходимы высококлассные профессионалы, в войсках, авиации и на флоте появляются современные военные профессии, обучение которым требует уйму времени; скажем, только за последний год армейские кадровики пересмотрели набор должностей и из 186 000 постов сначала изъяли почти четыре тысячи, а затем список дополнили более чем 58 000 новых должностей. А это, заметим, всё новые специальности для современной войны — и обучать им следует целенаправленно, а не между сессиями, когда живут студенты весело.
Многим, конечно, понравилась в этом ряду — имею в виду «эксперимент» со студенческой армейской службой, так её назовём, — идея министра обороны Сергея Шойгу предложить талантливым студентам пройти обязательную срочную службу в так называемых научных ротах. И как сообщил заместитель главы военного ведомства Олег ОСТАПЕНКО, который курирует в министерстве научные разработки, набор «учёных» солдат могут организовать уже нынешней осенью. Первая такая рота появится при Военной академии РВСН имени Петра Великого: там, мол, уже готовы оборудовать под эти цели спальные и учебные помещения — с комфортом, недоступным для иных новобранцев. «Чтобы можно было заниматься и в институтах, и в лабораториях по тем научным направлениям, которые военнослужащий будет вести, и чтобы он мог заниматься самостоятельно в рамках того вуза, где будет проживать», — сообщил генерал Остапенко.
Если эксперимент в академии имени Петра Великого окажется удачным, то в недалёком будущем рассчитывают на ежегодный призыв порядка 500 «толковых российских парней» и в другие армейские и флотские вузы.
Итого в ВС РФ образуется 5 «научных рот», а в них, как и полагается, будут взводы и отделения — чтоб, надо полагать, понимали, что такое армия, командиры, чтоб знали, почём фунт армейского лиха. И курс молодого бойца прошли сполна — а там, глядишь, и до «научных дедов» дослужатся.
Прозвучавшее сравнение «научных рот» с шарашками (кто не помнит или не знает — были такие «научные организации», отделённые от светского общества колючей проволокой) военные отметают. У «учёных» солдат, мол, будут, как и положено, увольнения. И они смогут посещать библиотеки, занятия в институтах, ходить, если потребуется, домой, и даже на свидания с девушками. Но на работе (пардон, на службе) — заниматься исследованиями и разработками, перспективными для российской армии.
В этой связи у меня только один вопрос: а где в российских вузах набрать даже не сотню, а хотя бы десяток истинно «учёных» первокурсников, которые могли бы переплюнуть в своих исследованиях специализированные институты и, покушусь на совсем уж святое, Российскую академию наук?..
Может, следует как-то отделить, извините, мух от котлет и подумать отдельно и о высокой боевой готовности российской армии, и о престиже российской науки?
Если об армии, то следует, пожалуй, сделать шаги, чтобы служба в армии стала престижной — в каком бы гражданском статусе ты ни пребывал. Чтобы для людей, думающих о своей карьере, служба в армии стала стимулом, а не наказанием, и человек в форме вызывал у окружающих чувства гордости за нацию — как в Израиле, Швейцарии, Австрии, в той же клятой нашими «ястребами» Америке...
Если о науке, то тратить на неё и вкладывать в научно-исследовательские разработки не 0,3% ВВП, а хотя бы 2—3%, что будет близко к развитым странам?
Студенческие семестры в камуфляже и «научные роты ботаников» к развитию науки и повышению боеспособности армии имеют, мне кажется, весьма и весьма отдалённое отношение или не имеют его вовсе…