От научных рот — к научным полкам и дивизиям! » новости Екатеринбурга и УрФО

От научных рот — к научным полкам и дивизиям!

18-05-2013, 08:00
От научных рот — к научным полкам и дивизиям!
Фото:

Ещё в феврале с. г. ректоры ряда вузов предложили отправлять студентов на срочную службу в армию на каникулах — таким образом, посчитали руководители университетов и институтов, студент и армейскую лямку потянет, и диплом специалиста получит. Или уж не знаю: до диплома дотянется и от армии увильнёт — понимайте как кому угодно.

При всей кажущейся абсурдности предложения качество обучения военному делу подобным краткосрочным образом известно: отслужившие в войсках видели «партизан» (призванных на сборы офицеров и солдат запаса), которые, веселя кадровых военных, болтались на плацу и на полигоне; некоторые и сами иногда зачислялись в такие роты, а потому знают, о чём речь, — армейские чины идею восприняли.

Более того, как настоящие военные, произведя рекогносцировку на местности, пошли в этом вопросе дальше штатских ректоров.

Фото: Антон БУЦЕНКО (архив).
«Мы прекрасно понимаем, что время идёт, вокруг нас многое меняется, меняется внутри армии. Мы полагаем, что должен меняться процесс прохождения молодыми людьми военной службы по призыву», — прозвучало в одном из комментариев к инициативе мнение заместителя министра обороны РФ Николая ПАНКОВА.

И новое не заставило себя ждать. Минобороны направило в Минобрнауки запрос на увеличение в таком случае срока обучения по программе бакалавриата с 4 до 4,5 лет. Министр обороны Сергей ШОЙГУ пообещал, что условия для таких студентов будут созданы самые лучшие: баня не раз в неделю, а ежедневный душ, отлично пошитая форма, возможно, с символикой вуза, даже кофеварки в казармах могут появиться, — делился впечатлениями один из авторов идеи ректор МГТУ им. Баумана Анатолий АЛЕКСАНДРОВ.

Но самое главное, говорили и военные и штатские руководители, студенты будут проходить обучение на самой современной военной технике; два часа в день будут заниматься физподготовкой и строем, а всё остальное время — учиться. После такого обучения из вуза выйдут, мол, не только дипломированные специалисты, но и отлично подготовленные резервисты. А вузы, имеющие свои военно-учебные центры, будут готовить тех, кто после окончания обучения идёт служить в армию кадровым офицером.

В общем, служба «в рассрочку» показалась привлекательной многим — правда, мнение самих студентов о таких перспективах мне лично слышать не доводилось. Хотя теперь всем понятно, что военная кафедра в вузе при таком-то раскладе от призыва не спасёт. Просто призыв станет несколько иным.

Вузов с военными кафедрами в России насчитывается 37, это в большинстве своём «элитные» вузы, обучается на таких кафедрах (или факультете, как в МГУ) одновременно порядка 15 000 человек, и понятно, что при недокомплекте численности в войсках это большой резерв. Вот военные за него и ухватились. И тем самым идея штатских учёных, явно желающих сберечь для науки и экономики выпускников вузов, которые могли бы, «отбыв» службу ещё в стенах высшего учебного заведения, сразу включиться в производственную и научную деятельность, приобрела совершенно иной контекст.

В общем, как часто у нас и бывает, идея сама по себе оказалась на корню порочна («спасти рядового «ботаника» Георгия от российской армии»), а её воплощение ещё более топорным («хотели уклониться — нате вам не только службу в каникулы, но и удлинение учёбы»).

И как говорил в Госдуме заместитель начальника Генштаба Василий СМИРНОВ, военные готовы даже пересмотреть планы боевой подготовки армии и флота — главное, чтобы идею «поэтапной службы» поддержали студенты и их родители, чтобы «ребят не приходилось вновь и вновь загонять в солдатский строй». Даже больше: студентов, которые изъявят желание поучаствовать в эксперименте по внедрению новой формы прохождения военной службы, будут направлять преимущественно по профилю, — об этом заявил журналистам начальник 4-го направления (организация призыва) 2-го Управления Главного организационно-мобилизационного управления генерального штаба ВС полковник Алексей КНЯЗЕВ.

Итак, как сообщили на днях в прессе, уже с осени этого года в 32 российских вузах в качестве эксперимента будет организовываться программа поэтапной военной службы студентов. Юноши, которые в этом году поступят на первый курс и выберут обучение на военной кафедре, смогут служить в армии по три месяца каждый год в течение трёх лет, а оставшийся квартал службы им засчитают условно. Служить студенты будут преимущественно в частях, расположенных в областных центрах, где находятся их вузы.

Однако повторим вопрос: а будет ли прок? Для науки, экономики, да и для армии?

Из того же Минобороны приходят сообщения, что там больше не хотят совершать набор в армию по принципу «был бы человек здоровым, а служить заставим», — армии необходимы высококлассные профессионалы, в войсках, авиации и на флоте появляются современные военные профессии, обучение которым требует уйму времени; скажем, только за последний год армейские кадровики пересмотрели набор должностей и из 186 000 постов сначала изъяли почти четыре тысячи, а затем список дополнили более чем 58 000 новых должностей. А это, заметим, всё новые специальности для современной войны — и обучать им следует целенаправленно, а не между сессиями, когда живут студенты весело.

Многим, конечно, понравилась в этом ряду — имею в виду «эксперимент» со студенческой армейской службой, так её назовём, — идея министра обороны Сергея Шойгу предложить талантливым студентам пройти обязательную срочную службу в так называемых научных ротах. И как сообщил заместитель главы военного ведомства Олег ОСТАПЕНКО, который курирует в министерстве научные разработки, набор «учёных» солдат могут организовать уже нынешней осенью. Первая такая рота появится при Военной академии РВСН имени Петра Великого: там, мол, уже готовы оборудовать под эти цели спальные и учебные помещения — с комфортом, недоступным для иных новобранцев. «Чтобы можно было заниматься и в институтах, и в лабораториях по тем научным направлениям, которые военнослужащий будет вести, и чтобы он мог заниматься самостоятельно в рамках того вуза, где будет проживать», — сообщил генерал Остапенко.

Если эксперимент в академии имени Петра Великого окажется удачным, то в недалёком будущем рассчитывают на ежегодный призыв порядка 500 «толковых российских парней» и в другие армейские и флотские вузы.

Итого в ВС РФ образуется 5 «научных рот», а в них, как и полагается, будут взводы и отделения — чтоб, надо полагать, понимали, что такое армия, командиры, чтоб знали, почём фунт армейского лиха. И курс молодого бойца прошли сполна — а там, глядишь, и до «научных дедов» дослужатся.

Прозвучавшее сравнение «научных рот» с шарашками (кто не помнит или не знает — были такие «научные организации», отделённые от светского общества колючей проволокой) военные отметают. У «учёных» солдат, мол, будут, как и положено, увольнения. И они смогут посещать библиотеки, занятия в институтах, ходить, если потребуется, домой, и даже на свидания с девушками. Но на работе (пардон, на службе) — заниматься исследованиями и разработками, перспективными для российской армии.

В этой связи у меня только один вопрос: а где в российских вузах набрать даже не сотню, а хотя бы десяток истинно «учёных» первокурсников, которые могли бы переплюнуть в своих исследованиях специализированные институты и, покушусь на совсем уж святое, Российскую академию наук?..

Может, следует как-то отделить, извините, мух от котлет и подумать отдельно и о высокой боевой готовности российской армии, и о престиже российской науки?

Если об армии, то следует, пожалуй, сделать шаги, чтобы служба в армии стала престижной — в каком бы гражданском статусе ты ни пребывал. Чтобы для людей, думающих о своей карьере, служба в армии стала стимулом, а не наказанием, и человек в форме вызывал у окружающих чувства гордости за нацию — как в Израиле, Швейцарии, Австрии, в той же клятой нашими «ястребами» Америке...

Если о науке, то тратить на неё и вкладывать в научно-исследовательские разработки не 0,3% ВВП, а хотя бы 2—3%, что будет близко к развитым странам?

Студенческие семестры в камуфляже и «научные роты ботаников» к развитию науки и повышению боеспособности армии имеют, мне кажется, весьма и весьма отдалённое отношение или не имеют его вовсе…

erid: erid: