«Тимуровцы, благородные, ненормальные альтруисты» » новости Екатеринбурга и УрФО

«Тимуровцы, благородные, ненормальные альтруисты»

4-06-2013, 08:00
«Тимуровцы, благородные, ненормальные альтруисты»
Фото:

То хорошо, что нам уже известно, — есть в России люди, которые готовы безвозмездно помогать согражданам, подставить в трудную минуту плечо, броситься на выручку: практически каждый второй из нас — 47%, выяснил недавно Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), — о таких людях и группах, объединениях слышал и даже сталкивался с ними (17%). Хуже обстоит дело с нашим желанием влиться в их ряды.

Допускают, что могли бы стать волонтёрами: 13% как одиночки (ну, вроде как возник повод — наводнение там, авария, — и захотелось помочь кому-то); ещё 26% — в составе группы. Но при этом 89% россиян никогда ничем подобным не занимались.

Хотя почти все знают, что могли бы в качестве волонтёра делать. Помогать — например, вещами, продуктами; в решении вопросов с официальными учреждениями; наконец — дать совет, поддержать морально. А ещё — вызывать врача, присматривать за чужими детьми, ухаживать за престарелыми/больными, распределять материальную помощь, etc.

Согласитесь, не такой уж тяжкий труд.

Что-то можно сделать по пути с работы; что-то, договорившись с друзьями и знакомыми, и получить от этого совместного участия удовлетворение не меньшее, чем от коллективного выезда на шашлыки; где-то — поспособствовав оттачиванию собственных навыков и т. п.

Но в круге наших забот оказываются чаще всего близкие и знакомые люди, друзья, соседи, сослуживцы или участники одного сообщества в соцсетях.

Вместе с тем, как показало исследование ФОМ, в больших городах добровольцев и волонтёрских организаций намного больше, чем в глубинке, и подавляющее большинство жителей городов о их существовании знает. И это опровергает тезис «ура-патриотов», что отзывчивые люди в России — на её нивах, а городские, мол, лишь вожделеют «золотого тельца».

Думается, процесс в России идёт по цивилизованным рельсам: выше уровень образования, больше достаток, шире культурные интересы — и душа отзывчивей; с нищего, который сам только то и делает, что борется за выживание, чего взять? Нищий озлоблен на весь мир — и ему не до других…

Возьмём хотя бы наш Екатеринбург. Не так давно состоялся традиционный, уже 7-й по счёту, городской слёт волонтёров «Здоровое поколение», в нём приняли участие 13 волонтёрских отрядов, чей девиз — «Сделаем мир добрее!».

Как подчёркивают в комитете по молодёжной политике администрации города, в последнее время ни одно значимое городское мероприятие не обходится без участия волонтёров. Скажем, более 450 молодых людей оказали помощь в проведении праздничных мероприятий по случаю 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, ребята взяли под опеку ветеранов войны, тружеников тыла. Они участвовали в открытии на Плотинке часов обратного отсчёта до начала сочинской Олимпиады-2014; часть из них прошла подготовку для участия в Универсиаде, которая пройдёт в Казани в этом году; сейчас уже готовится программа подготовки волонтёров к ЧМ-2018 и, естественно, к ЭКСПО-2020.

Конечно, говорить о том, что в нашем городе волонтёрское движение, молодёжное добровольчество распространено очень широко, пока не приходится. По последним данным мэрии, только 7—8 тысяч молодых людей считают себя волонтёрами, и это при том, что четверть населения Екатеринбурга — молодёжь.

Но благодаря ребятам-активистам движение ширится. Волонтёры берутся за решение жизненно важных вопросов: это и акции против распространения наркомании, и работа в клубах по месту жительства, с детьми и подростками из социально незащищённых семей, обучение пенсионеров навыкам работы с компьютером и др.

К слову, мэрия поддерживает волонтёрское движение, чем может, — грантами на жизненно важные оригинальные проекты, есть специальное направление в Стратегическом плане развития города…

Уже и на Западе отмечают — могу привести с десяток публикаций зарубежной прессы на эту тему, — что и в целом в России, как пишут корреспонденты, «обращает на себя внимание нарастание беспрецедентной тенденции: люди стали сами оказывать помощь тем, кто в ней нуждается».

Но…

Но как подметили эксперты в области общественных отношений, «Россия страдает от недостатка доверия среди людей. Невозможно построить настоящее гражданское общество без такого доверия».

Действительно, мы умудряемся друг другу не доверять, но при этом ждём, чтобы кто-то принял за нас и в пользу нас то или иное решение.

Мы не доверяем государству — но одновременно ждём от него бюджетных подачек; не доверяем политикам — но уповаем на мессию-личность; не верим друг в друга — и ждём, чтобы лично нам «делали хорошо»…

Случайно ли, что и наши представления о тех, кто работает на безвозмездной основе, по зову сердца, определяются подчас взаимоисключающими понятиями?

Социологи ФОМ спросили респондентов, как называют в местах, где они живут, людей, которые по собственному желанию и без вознаграждения в свободное от работы/учёбы время делают общественно-полезные дела.

И россияне без утайки и искренне, надо полагать, эти термины перечислили.

Волонтёров называют добровольцами, добрыми, отзывчивыми, милосердными и благородными людьми, альтруистами и меценатами, даже тимуровцами и святыми. Но ещё «сумасшедшими, дураками, ненормальными»…

Уже то радует, что последние из определений всё-таки в сильном меньшинстве.

erid: erid: