Все женщины делают это » новости Екатеринбурга и УрФО

Все женщины делают это

30-08-2013, 08:00
Все женщины делают это
Фото:

В День российского кино, 27 августа, екатеринбуржцы смогли посмотреть новую картину своего земляка за две недели до начала проката, который по стране начнётся только 12 сентября.

Уже во второй раз режиссёр выбирает текст писателя Дениса ОСОКИНА в качестве основы для фильма: в прошлый раз это была повесть «Овсянки», теперь — сборник новелл «Небесные жёны луговых мари». Назвать работы творческого тандема экранизациями сложно. Тексты Осокина похожи на шаманские песни, в которых логика часто уступает место словесной красоте. Они будто наполнены запахами, шумами, неуловимыми, но ощутимыми силами природы, которые неизменно присутствуют в человеческой жизни, влияют на неё. Безусловно, немаловажен тот факт, что адаптировал свою книгу для съёмок сам писатель, но конечный результат всё же зависел в большей степени от режиссёра, который должен был найти верное решение. Федорченко и не стремился к точному переносу, ему удалось поймать и передать общий дух, настроение текста.

Фильм «Небесные жёны луговых мари» — 23 новеллы, собранные в пёстрое лоскутное одеяло из красоты, страха, смеха, любви. В центре каждого лоскута — женщина, марийка. Имена героинь, все сплошь начинающиеся на «О», с одной стороны, кажутся нереальными, сказочными, а с другой — похожими на названия каких-то рек, озёр: Одога, Овроси, Ошаняк, Оня… В каждой женщине, вне зависимости от её возраста, скрыта мощная природная сила, которая вступает во взаимодействие и в противоборство с мужским началом. И сила эта способна стать для мужчины как источником наслаждения, так и причиной смерти. Так, в новелле «Ошвика» беременная жена убивает мужа: устав от бесконечных издевательств, она просто тихо достаёт гребень из своей косы и проводит им по волосам обидчика. Бытовая, казалось бы, история рассказана как миф, в котором сила всегда на стороне добра.

В другом эпизоде — «Окалче» — мы видим молодого супруга, пленённого красотой своей избранницы, зачарованного её запахом. Тут женщина через демонстрацию своей слабости, пассивности подчиняет себе мужскую силу. Раскрываются в фильме и настоящие секреты, которыми марийки пользуются для того, чтобы найти возлюбленного или удержать мужа. Способы эти порой смешные, порой пугающие. Одни истории рассказаны как анекдоты, другие — как жуткие сказки. Женский мир, созданный Федорченко на экране, полон призраков, духов места, которые так же реальны, как и обычные люди. В этом мифологичном пространстве нет чётких границ между живым и мёртвым: здесь легко можно оказаться за одним столом с покойниками, поссориться с рябиной, стать неожиданной соперницей лесного демона, выбрать ветер в любовники.

Время в фильме — вещь тоже весьма условная. Происходящие вроде бы в дне сегодняшнем, все истории абсолютно универсальны и не имеют особых принципиальных привязок к современности.

Даже автор текста-первоисточника Денис Осокин, читающий ближе к финалу картины новеллу «Ошаняй», тоже кажется вписанным в этот странный, малопонятный, но очень притягательный безвременный мир. Мир женщин, которые чувствуют себя сильными, свободными и всемогущими на земле, под землёй и даже на небе.

erid: erid: