Ложкари с большой Дороги » новости Екатеринбурга и УрФО

Ложкари с большой Дороги

30-11-2013, 08:00
Ложкари с большой Дороги
Фото:

В Коляда-Театре (ул. Тургенева, 20) уже живут на сцене «Ревизор» и «Женитьба». Теперь драматург и режиссёр оживил «Мёртвые души» — собственной инсценировкой, фантастически вместившей все главные смыслы и сюжетные линии объёмной гоголевской поэмы, и спектаклем. Премьера состоялась 27 ноября, а до этого было несколько генеральных прогонов, на одном из которых и состоялось моё знакомство с «Мёртвыми…»

…Семеро с ложкой, ни одного с сошкой. Все, которые с сошкой, умерли и стали товаром в чичиковской хитроумной афере. А тех, кто с ложками, на сцене по крайней мере в три раза больше, чем семеро. Эти ложкари на ложках не играют. Ложка — их главный аксессуар, оберег и символ образа жизни. Трапеза за торжественным столом, где светское общество привечает Чичикова, похожа на тризну. На поминках едят только ложками. И, как бывает в родном отечестве, на этих «поминках» вся губернская массовка, разодетая в расписные физкультурные костюмчики, пускается в дико смешные песни и пляски. В начале же «из уст» Чичикова прогремит сатирический «Антиформалистический раёк» Дмитрия ШОСТАКОВИЧА 1948 года, когда ЦК устроил погром композиторам за антинародные творческие поиски. Жуткий текст из постановления, «пропетый» Чичиковым, пришёлся по душе губернской элите. В спектакль врываются упоительная газмановская попса, «По Муромской дороге», «А я еду за туманом» и даже «Помнишь, Галя, как я в армию пошёл…» В музыкальном тексте перемешаны российские времена, и в каждой песне — Дорога.

А в массовке у КОЛЯДЫ все — народная артистка, заслуженные, студенты. Начинается Дорога, по которой несутся в «необгонимой», как хрестоматийная тройка, тачке на одном колесе Чичиков с Селифаном, и на Дорогу выходят ложкари-солисты. Обольститель Чичиков в исполнении Игоря АЛЁШКИНА и его почти безмолвный, но очень выразительный Селифан (Евгений ЧИСТЯКОВ) отправились за покупками по ухабам одной из двух главных бед России. Как Иванушка-дурачок за счастьем ходил... «Вперёд, Россия! Гони, Селифан, скотина!..»

«Сладкое» маниловское семейство (Любовь ВОРОЖЦОВА и Антон МАКУШИН) обременено двумя чертенятами с явными признаками задержки психического развития. И вопреки словесной патоке муж с женой смотрят злобными глазками, исподтишка щиплют монстров-сынишек Алкида (Анастасия ПАНЬКОВА) и Фемистоклюса (Ксения КОПАРУЛИНА). А напоследок заявляют: «Мы ТАК любим друг друга!» И Чичикова любят ТАК, посылая ему вслед ругательства.

Гоголь (Ринат ТАШИМОВ) — уже памятник… Фото: Антон БУЦЕНКО.
Здесь за глаза все поносят всех. В глаза звучит тошнотворное «чмоки-чмоки» — сегодняшняя замена ноздрёвским «безешкам». Гулящий Ноздрёв (Максим ТАРАСОВ) и его рьяный и пьяный «оруженосец» Мижуев (Илья БЕЛОВ) одновременно раздают эти смачные «чмоки-чмоки» вместе с тумаками. Собакевич (Сергей ФЁДОРОВ) ведёт торг знакомым фальцетом. Ему старательно суфлирует (как в анекдотах про БРЕЖНЕВА) девица в кокошнике (Ксения КОПАРУЛИНА), видимо, превратившаяся из лягушки в референта-наложницу. Ложки сами собой передвигаются по столу. А каслинскую статуэтку чёрта поглаживают руки Собакевича: купил когда-то живые души, теперь перепродаёт их снова, самого дьявола переплюнул. Прав был маниловский дебил Алкид, плюнув в лицо Чичикову: «Дядя, ты дурак!»

Юный наглец и впрямь ощущает себя дураком у другого «ложкаря» — пахана на отдыхе Плюшкина (Олег ЯГОДИН). Мертвец — мертвее не придумаешь, но пока живой и жить явно будет долго-долго. Как лубочные картинки в ярмарочном райке, мелькают по Дороге мимо кареты ли, тачки или поезда потрёпанные ёлки, потрёпанные люди, и ГОГОЛЬ вдруг заглянет с детским любопытством в окошко. «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа». А над ответом о возможности продажи мёртвых душ призадумается одна Коробочка (Тамара ЗИМИНА). Тупая старуха совестится и отправляется в Дорогу — к наигламурнейшим бабам губернии. Конспирология с подачи Коробочки разворачивается во всю силу. Российские «глухие телефоны», где на входе — мёртвые души, а на выходе — похищение губернаторской дочки и «Прокурор умер!».

Страшно бьётся, переворачивается со стуком на погребальном столе Гоголь (Ринат ТАШИМОВ). Можно и памятник ему водрузить. Почитать, но не читать, не принимать во внимание. Как в эпиграмме середины ХХ века: «Нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». К подножию памятника приник потерявший рассудок от всеобщего неосознаваемого безумия Чичиков. На этом спектакль обрывается, как рукопись второго тома «Мёртвых душ». А Дорога не кончается, и по обочинам стоят ложкари с ложками. Гони, Селифан...

Видео: Антон БУЦЕНКО.

erid: erid: